Хорошо жили люди в колхозах. Достойно.
"На момент развала СССР основой сельского хозяйства формально оставались колхозы и совхозы. В границах всего Союза насчитывалось в целом 25000 таких хозяйств. В 1991 году была поставлена задача – вполне разумная, замечу – создать многоукладное сельское хозяйство.
В России на сегодняшний день насчитывается примерно 260 тысяч фермеров. Фермеры производят всего около 7% от общего объёма аграрной продукции. Согласно представленным недавно результатам Сельскохозяйственной переписи 2006 года, мы обнаруживаем чудовищную социально-экономическую дифференциацию наших сельскохозяйственных производителей. Значительное их число вовсе ничего не производит; общая площадь сельскохозяйственных земель, находящихся в запустении, приближается к площади всей Германии. При этом десятки тысяч фермеров вовсе не занимаются сельским хозяйством, а ведут какой-то мелкий бизнес: держат магазинчики, зарабатывают частным извозом на своих грузовиках. Только около 20 тысяч фермеров (из 260 тысяч, напомню) являются фермерами-предпринимателями в западном смысле слова. Они имеют хозяйства и по 300, и по 500, а в Сибири – и по 2500 гектар. В то же время более 100 тысяч фермеров заняты в основном «самообеспечением», то есть ведут не товарно-фермерское, а по сути крестьянское хозяйство.
В постсоветское время колхозы и совхозы продемонстрировали потрясающую живучесть: несмотря на прекращение государственной поддержки, «ножницы цен» и общую инфляцию, колхозы и совхозы все девяностые годы в большинстве своем выживали и воспроизводились. Ибо они не были просто аграрными предприятиями – они, скорее, были способами организации местных сообществ. И колхозы, и совхозы, например, занимались всей социальной инфраструктурой: школы, дороги, водопровод, больницы – всё это, как правило, поддерживалось за счёт местного аграрного предприятия. И его целью было не просто извлечение прибыли, но и некоторый баланс сосуществования целей аграрного предприятия, целей местного сообщества и, что важно, целей личного подсобного хозяйства. А ведь на долю ЛПХ и сегодня приходится около половины всей сельскохозяйственной продукции, производимой в России. Мы по-прежнему являемся страной мелкого аграрного производства, незарегистрированного, относящегося к сектору неформальной экономики, но чрезвычайно важного для самообеспечения населения, особенно в малых городах.
Колхозы и совхозы поддерживали этот баланс до конца десятилетия. Однако после дефолта 1998 года произошли важные конъюнктурные изменения: заниматься сельским хозяйством стало относительно выгодно."
http://svpressa.ru/society/article/41718/И вот тут-то пришли латифундии (подробнее см. в статье). Последствия этого уже сказываются, но то ли ещё будет через 10 - 20 лет. Директор центра аграрных исследований Российской академии народного хозяйства и госслужбы Александр Никулин предупреждает - Исторический опыт показывает, там, где сельская местность полностью подпадала под контроль латифундистов-олигархов, там, в целом общество клонилось к упадку и опустошению. До сих пор для мира и России звучат грозным предупреждением слова римлянина Плиния Старшего: «Латифундии погубили Италию, и, кажется, уже и провинции».
А синьорым либepaлам и недорослям, потребляющим сегодня (как, впрочем и все остальные) преимущественно низкокачественные, генномодифицированные (их производство наиболее выгодно) импортные продукты, советские колхозы и совхозы нехороши и вид заброшенных деревень и заросших бурьяном, а кое-где уже и лесом, полей их не смущает..., в головах у некоторых прямо-таки чудеса творятся... +@>