Человек нового образца, тип повсеместно насаждаемый подобно тому как в свое время насаждали картошку, этот печальный герой нашего печального времени, унылый и бессмысленный как породившее его общество. Человек нового типа это духовный онанист, не нуждающийся ни в каком Другом, напрямую подключенный к своим "маленьким машинам желания" (вспомним западную классику), столь же механичный, как и они. И когда Бодрийар писал о Европе, как обществе, не нуждающемся в Другом, то стоит понимать это так, что тип нового человека стал там основным. Европа раньше начала эту игру и хотя мы опередили ее в построении общества нового типа, новый тип человека пока не успел проникнуть в народные массы. Но это дело времени и совсем скоро наши люди станут большими европейцами, чем сами европейцы, как Россия уже стала большим Западом, чем сам Запад. Так что "тупыыые американцы" хоть и опередили нас в движении к будущему (вспомним другого нашего классика и современника: "мутанты - люди будущего"), но мы их уверенно нагоняем. Как бы по привычке не перегнать.
Человека делают более удобным для управления. Здесь две тенденции. Первая это сделать так, чтобы ему некогда стало думать (даже если есть чем, хотя над этим тоже активно работают). Человек должен думать не о политике (а если думать, то как можно проще и в соответствии с "правильными" схемами), а о том как прожить от зарплаты до зарплаты. Для власти опасно состояние, когда человек перестает бояться (того же голода или бандитизма и т. п.) и начинает задумываться. И тут то он и видит, что все кругом как-то не по-человечески. Так вот, чтобы человек не думал лишнего, чтобы им было легче управлять, у него и отбираются "излишки" - излишки в кавычках, на самом деле вещи достаточно необходимые. Потому что как верно подметил кто-то из классиков - революции совершались не на пустой желудок, а когда достигалось некоторое благополучие. Поэтому власть сейчас думает не о благополучии масс, а наоборот - как бы массы не получили вдруг слишком много.
Вторая тенденция в переворачивании социальной пирамиды, о чем уже было сказано раньше. Если раньше вертикальные лифты работали, пропуская на вершины сильных и умных, то сейчас - наоборот. Бунт власти привел общество к власти бездарности. Сейчас чем выше пост, тем более слабая фигура на нем находится. Пирамида оказалась перевернутой. Кто-то из современников писал, что, де, когда пилили народную собственность, то одним из главных критериев передела было - ни в коем случае не дать больших кусков в руки действительно инициативных и энергичных (не по дурному) людей, поскольку такие люди впоследствии могли бы представлять опасность власти. Не знаю насколько это так, но явно или неявно, но этот фактор играл роль. И сейчас играет. Современному обществу не нужны умные и сильные люди, ему нужны послушные, тотально управляемые куклы. И во власти таких персонажей оказывается больше, чем внизу пирамиды.
В принципе оглупление дело добровольное. Как там у Шварца - Ланселот спрашивает человека поджигающего телегу: "Зачем, ты, болезный, это делаешь?" На что получает исчерпывающий ответ: "Патамучта свобода". Вот это и есть свобода в западном ее понимании. Хочу телегу подожгу, хочу буду тупеть перед экраном, радуя власть своей покорностью. Такой свободолюбец - находка для власти. Если он и взбунтуется, то для бунта использует заранее подготовленную властью, безвредную для нее форму. Впрочем, тема "свобода и Запад" неисчерпаема, а потому оставим ее до лучших времен. Вернемся к добровольности оглупления. Очень хорошо капиталистьную точку зрения на этот счет выразил "брат Стругацкий" в каком-то интервью, сообщив, что отрекается от своих прежних взглядов и сам не понимает себя прошлого. Мир Полудня невозможен - вещает этот кумир масс, - и я теперь не понимаю, что плохого я увидел в Мире Хищных Вещей, - ну подумаешь Хищные, ну подумаешь Вещи. Зато у каждого свобода и есть выбор подниматься или падать. Каждый сам виноват в своем падении. (Не стал искать точной цитаты, привел ее в общих чертах на память.) Вот такая точка зрения.
9. Власть и философия
Итак, мы пришли к выводу, что власть готова сохранять равновесное состояние системы ценой ее оглупления.
Власть по своей природе отдает предпочтение решению тактических задач, откладывая как можно дальше решение задач стратегических. Она неспособна на большой охват, требующийся для решения стратегических задач, поскольку для этого ей надо опереться на достаточный для этого интеллектуальный потенциал. Но такая опора для власти неприемлема, в силу непросчитываемости для власти действий и хода мысли интеллектуала.
Вспомним по этому поводу мысль Маркузе, с которой нельзя не согласиться - он писал, что сократический дискурс представляет наибольшую опасность для власти. При всей кажущейся парадоксальности этого утверждения легко увидеть, что внешне абстрактные рассуждения об отвлеченных идеях опаснее для власти, чем любые террористы, любые внешние враги и любые экономические проблемы. Нет ничего страшнее для власти, чем человек рассуждающий, чем интерес к философии. Интеллект побуждает к решению моральных проблем. Власть же, в ее современном виде, аморальна по своей природе. В итоге интеллект оказывается естественным врагом власти. Интеллектуалом невозможно управлять, его труднее запугать и сломать, труднее обмануть, у него есть определенные принципы, которые могут быть непонятны и даже смешны для окружающих, но делают интеллектуала аристократом духа, поскольку перед лицом власти он никогда не стоит один.
Власть пытается решить стоящие перед ней вопросы с помощью "специалистов", полагая узость их мировоззрений гарантией их лояльности и собственного спокойствия. Это подобно попытке избежать бунта, вооружив войско неполным оружием - одному дать щит, другому меч, третьему копье, а четвертому кирасу. Такие солдаты действительно представляют малую угрозу для безопасности власти, но очевидный недостаток этого решения в том, что и для боя с неприятелем они столь же малопригодны.
Специалист это подобная видимость решения. Характерно при этом, что по пути "специализации" пошли и на Западе. Специалист ласкает взгляд власти своей определенностью. Он полностью определен своим методом. И им же он ограничен. Специалист способен к действию лишь в пределах метода и беспомощен вне его. Специалистом способен стать средний ум, поскольку главное в специалисте не личные качества, а способность усвоить метод (упрощенно - на самом деле, конечно, набор методов). Подготовку специалистов можно поставить на поток, а ничто так не греет душу власти, как поток и ничто так не беспокоит, как неподконтрольные ей единичные флуктуации. В них, в этих единичных флуктуациях, ее гибель, в них отрицание ее упорядочивающей природы, как таковой, в них сама жизнь, перед лицом которой пасует власть с ее стремлением к упрощению и схематизации.
Человек либо становится специалистом в этой схеме, либо нет - третьего не дано. Здесь или происходит переслегинский "щелчок" в обучении, или нет. Но специалист вовсе не потолок развития и не его последняя ступень. Альтернатива специалисту - творческая личность и здесь схема "либо человек знает, либо нет" не работает. Творческая личность, в отличии от всезнающего специалиста, четко знает прежде всего глубину своего незнания. Она всегда на краю, всегда в моменте перехода через Рубикон.
Творческая личность, в отличии от специалиста, живущего в своем методе, подобно рыбе в аквариуме, свободно чувствует себя не только в рамках метода, но и в пространствах над методами. Только такой разум способен решать стратегические задачи, стоящие перед обществом, как и вообще решать реальные жизненные задачи.
Однако эта непривязанность к методу делает его непросчитываемым для власти. Власть же желает определенности и ученый для нее это тот же лесоруб или сапожник, только sui generis. Власть неспособна видеть разницу. У лесоруба топор, а у ученого микроскоп - вот и вся разница по ее мнению, разница эта оказывается для нее не большей, чем разница между лесорубом и сапожником. Это логика завхоза. Ученый это такой же рабочий, должный трудиться выданным ему инструментом, используя его определенным методом и выдавать с его помощью определенный продукт. И если ученый вдруг начнет как-то непонятно умничать, то власть пресечет эти эксцессы примерно также, как пресечет попытки лесоруба вместо своей работы заняться чужой.
Между тем, что такое пространство между методами? Это философия - та наднаука, которая позволяет пользоваться наукой как инструментом, которая определяет методы, в отличие от наук, что определены методами. И вот она то и оказывается главным врагом власти, которая, не понимая ее, пытается разломать ее на части и приспособить их в свое примитивное хозяйство, подобно дикарю, на поле которого упал самолет. Она мастерит из этих обломков философии идеологию, она редуцирует ее до положения "нормальной" науки и превращает в современную софистику. В результате, лишенные общего объединяющего их наднаучного пространства, науки начинают жить собственной жизнью, подобно рукам и ногам безумца, неспособного скоординировать их движения своим распавшимся разумом. "Специалисты", благоразумно замкнувшиеся в пространствах своих методов, добросовестно двигают свои науки прямиком в дурную бесконечность, громоздя горы ненужной, нескоординированной информации, с которой и сам ученый люд не знает, что поделать (смотрите к примеру концепцию "мегабитовой бомбы" Лема).
Мы пришли к тупику, из которого с властью современного типа не выбраться. Власть оказалась заинтересована в остановке истории, поскольку при дальнейшем усилении культуры она не способна контролировать общества. Власть заинтересована в свертывании культуры, в утилитаризации науки, в деградации морально-интеллектуального уровня обществ. Власть заинтересована в остановке роста экономического благосостояния общества.
Власть стала врагом общества.
10. Монолог власти
Итак, наша власть абсурдна по сути. Она противоречит сама себе. Свою легитимность" она черпает в отсылке к своему "общемировому характеру", к тому, что такая же модель власти существует на Западе. Наша власть тоже не стоит перед нами одна - за ней мощь Запада, мощь его многочисленных идеологов власти. Но Запад - колосс на глиняных ногах, большая гулкая иллюзия, поскольку философски он пуст.
Давайте, однако, дадим слово и обвиняемой нами стороне. Пусть власть скажет сама аргументы в свое оправдание.
И вот что она скажет нам, усмехнувшись в лицо:
"Да, мы таковы, каковы есть. Мы власть лоббистов и коррупционеров, власть воров и преступников, власть лжецов и растлителей, но что вы, мечтатели и утописты, вечно недовольные реальностью, что вы можете предложить вместо нас, взамен самой идее власти? Ваше недовольство смешно, как смешно недовольство ребенка, ударившегося о стену из-за собственной неуклюжести и негодующего на эту стену в силу своей глупости. Мы реальны как эти стены, а вы глупы как этот ребенок. Что можете вы предложить взамен? Улучшить власть? Никто не сможет улучшить власть лучше нас, власти. Мы специалисты по улучшению, углублению и расширению. Вы хотите сократить наше число? Мы займемся этим и увеличимся вдвое. Вы хотите, чтобы мы меньше воровали? Мы развернем борьбу с воровством и украдем все, до чего еще не дошли руки. Вы хотите, чтобы мы меньше лгали? Мы соврем вам, а вы поверите - потому что мы соврем так, что не поверить вы не сможете, - что мы не лгали вам никогда. Вы бессильны против нас, поскольку наши зло и неправда (пусть так!) реальны, а за вашим недовольством лишь бесплотная мечта (пусть даже и о добре и справедливости!). Ваш туман ничто против наших камня и стали."
Так скажет власть, превращая свою защиту в свое нападение. И добавит совсем уж откровенно:
"Да, мы, власть, аморальны, мы - зло. Это так.
Но мы - единственно возможны.
Мы служим князю мира сего, но он не страшен для примкнувшего. Он опасен лишь для маргиналов, что тщатся одолеть нас разумом. Нет ничего страшного в том, чтобы поклониться мировому порядку и, отбросив глупые представления о справедливости, преклонить колена, как это сделали все мы перед дьяволом мирового порядка. Это лишь немного противно, но не страшно. И потом, к этому быстро привыкаешь - ведь ты будешь как все"
Ну что же - каждый выбирает по себе. И здесь уже не повторишь за классиком "власть плоха, потому что не наша". Нет - тут уже требуется более категоричная формула - власть плоха, потому что она власть. Хорошая власть - мертвая власть.
Власть сильна вовсе не традиционностью, как она уверяет, поскольку ее традиции не имеют давних корней. Власть сильна вовсе не реальностью, как она уверяет, поскольку и ее реальность не так уж издавна идет - власть была в разные периоды по разному сильна, а значит, по разному и реальна.
Власть сильна тем, что стоит за ней, а стоит за ней массив западной мысли. Но западная мысль, во-первых, вовсе не безупречна, во-вторых, противоречива, а в-третьих зачастую используется абы-как, обычно лишь для придания авторитета словам говорящего.
К примеру, когда наши как-бы-капиталисты твердят заученную фразу Черчилля о том, что демократия плоха, но лучше ничего, де, не придумали, они наносят удар по суку, на котором устроились. Поскольку это снисходительное "еще" имеет силу вето лишь для подобного "капиталиста". Ну, не умели люди в свое время на самолетах летать, а потом научились - и что - не может случиться такого же и с демократией? Придет новая социальная технология и тот же Черчилль, окажись он жив, не будь дураком, поспешил бы сменить демократию на это "новое".
Здесь, кстати, сказывается преимущество философии перед научным мышлением (а особенно под распространенным псевдонаучным, что взяло из него лишь худшие черты). Научное мышление построено на авторитете и периодические смены парадигм в науке происходят очень тяжело, основываясь на длительной подготовительной работе. В философии же авторитетов нет. Платон всем философам только друг и истина для всех них всегда оказывается дороже. Если предшественники не нашли решения проблемы, это для научного или псевдонаучного мышления означает, что и искать это решение бесполезно. Представитель научного мышления полагает такую проблему слишком серьезной для одиночки и предположит ее возможную разрешимость для большого коллектива, вооруженного определенным набором методов и инструментов. Представитель псевдонаучного мышления за нерешенные проблемы браться вообще не станет - для него наука это большое собрание высказываний авторитетов, к которым можно апеллировать, но задумываться над которыми он смысла не видит. Но для философии нет неразрешимых задач. Но это тема для других работ.
Заключение
"Когда боги хотят погубить, они лишают разума"
Откуда взялись на нашу шею все эти олигархи и политические клоуны? - удивляется народ, - за какие грехи они свалились на наши шеи?
Мы слишком долго жили чужим умом. Собственный наш разум уснул и этот его сон породил монстров власти. Грех, за который бог покарал нас нашествием идиотов во власть, - это грех умственной лени. Пока мы не приучимся жить своим умом, не откинем доверие к авторитетам, и не освободимся от веры в "доброго барина", - на возрождение России надеяться не стоит.