один из основных принцыпов иудаизма гласит -"не делай другому ,то что тты не хотел-бы ,что-бы сделали тебе" (немного корявый перевод ,но смысл ппередан правельно)притом что не отмечено ,кто этот другой еврей или гой(почти стихи)
– В изречении: «Ве-ахавта лереаха камоха» (Возлюби ближнего своего, как самого себе) также «не отмечено», однако ближний для еврея только еврей. Правда, в Торе, книге Исход 11:2 «ближними» называются египтяне, с которыми евреи обошлись «по-свойски», т.е. попросту обобрали: «Дабер-на беозней ха-ам ве-йиш’алю иш меэт рееху ве-иша меэт реута клей-кесеф у-клей загав» (внуши народу, чтобы каждый у ближнего своего и каждая женщина у ближней своей выпросили вещей серебряных и вещей золотых). В общем, «ве-йиш’алю» – «одолжили» по принципу: «шелха – шели, ве-шели – шели» – «Твое – мое, и мое – мое» (Авот, 5:9)
Но Ваш «основной принцип иудаизма», как он дословно сказан Гиллелем:
דעלך סני לחברך לא תעביד זו היא כל התורה כולה ואידך פירושה
– «Что ненавистно тебе, того ближнему своему не делай, вот и все учение; все же остальное – комментарий» (Вавилонский Талмуд, Шаббат 31а)
http://kodesh.snunit.k12.il/b/l/l2102_031a.htm имеет отношение не к «другому», и даже не к «ближнему», но к товарищу (ле-хаверха) – подельнику, и сравните его с христианским принципом:
«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12).
Видите разницу? Не «реаха», не «хаверха», а ЛЮДИ (), анашим! – Вот, что не могли простить евреи Христу.
Впрочем, Иисус также не учил признавать «ближними» всех подряд, бывают ближние – (свои), бывают и враги (чужаки) и их, безусловно, нужно различать, но отличие христианства от иудаизма в том, что последнее учит видеть в своих врагах потенциальных ближних, временно заблудших братьев:
«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Мф. 5:43-47).
Еще одно определение этого принципа принадлежит Канту и называется «категорическим императивом» (его можно прочитать в конце каждого моего поста). Как же иудаизм относится к этому принципу? Четкое разъяснение нам дает израильский «знаток» иудаизма Арье Барац в своей книге Презумпция человечности: «Категорический императив Канта звучит следующим образом: “Поступай согласно такой максиме, которая в то же время сама может стать всеобщим законом”. Или как выразился Сартр: “Выбирая для себя, я выбираю для всего человечества”. В этом отношении иудаизм всегда вызывал казалось бы вполне обоснованные подозрения. Ведь живя согласно своей религиозной максиме, иудей вовсе не желает сделать ее всеобщим законом! Выбирая для себя иудаизм, еврей выбирает его только для своего племени, а не для всего человечества! Очевидно, что в этом отношении европеец может воспринять иудаизм либо как своего рода недодуманность, в которой заведомо не может содержаться серьезный смысл, либо как бессовестность». И далее: «…нет ничего противоестественного в том, что религиозная максима еврея не стремится стать всеобщим законом, что выбирая для себя иудаизм, еврей выбирает его только для своего племени»
http://abaratz.com/prez.htm – Еще вопросы есть?