Митрополит Кирилл, Далай-лама и Олимпиада-2008
2008-03-27 / Павел Германович Круг - обозреватель "НГ-религий", приложения к "НГ".
Прошло почти две недели, с тех пор как китайские власти силой подавили беспорядки в провинциях Китая, где проживают тибетцы, но в целом восстание, начавшееся с мирных демонстраций буддийских монахов, усмирено. Наступило время конфликтующим сторонам «помахать кулаками после драки», а всем остальным определиться, наконец, в своем отношении к конфликту на Гималаях.
Российские буддисты, принадлежащие к школе Гелугпа, почитающей Далай-ламу, давно сделали свой выбор. В дни драматических событий в Лхасе представители Традиционной сангхи России выступили с заявлениями, в которых осуждалась политика китайских властей в отношении Тибета.
Конечно, с Китаем, непримиримо настроенным по отношению к Далай-ламе, России ссориться не с руки. Другое дело, что, несмотря на наличие собственных буддистов, всегда ждущих Далай-ламу в гости, у РФ до сих пор отсутствует четкая позиция по решению тибетской проблемы. МИД призывает стороны к сдержанности – и только.
В этой связи интересно мнение представителя Русской православной церкви протоиерея Всеволода Чаплина. Напряженность в Тибете «может быть преодолена только на основе стремления к миру и справедливости, уважения чувств и настроений различных этнических групп, заботы о благе всех людей, живущих на этой территории», считает зампред Отдела внешних церковных связей Московского патриархата. По его словам, ничего хорошего не произойдет, если «тибетскую карту» будут разыгрывать силы, которых интересуют только собственные экономические и политические выгоды.
Похоже, проявлять солидарность со сторонниками Далай-ламы в РПЦ не спешат. И скорее всего полагают, что в происходящем в Тибете не обошлось без «происков Запада». Во всяком случае Всеволод Чаплин призвал с такой точки зрения проанализировать «тибетскую кампанию» в западных СМИ, которую охарактеризовал как «истерику». Более того, он сравнил ее с антиюгославской кампанией 1999 года!
Но позвольте: не выдумали же журналисты разгоны мирных демонстраций в Лхасе, как не взяты с потолка погромы китайских магазинов тибетцами. Религиозная несвобода и нарушение прав человека в Тибете – реальность, кто бы ни утверждал обратное. Та законность, о восстановлении которой говорит официальный Пекин, хорошо знакома верующим в России по опыту жизни во времена советской власти. Хотя она и называлась «социалистической законностью», но характеризовалась политической целесообразностью.