Сам фотоэффект был открыт в 1887 г. Герцем. В 1888 г. фотоэффект был экспериментально проверен русским ученым Столетовым. Им же был установлен первый закон фотоэффекта: максимальный фотоэлектрический ток прямо пропорционален падающему лучистому потоку. Но Столетову, естественно, никто Нобелевскую премию не дал. Эйнштейном в 1905 г. был установлен второй закон фотоэффекта: максимальная энергия фотоэлектронов линейно зависит от частоты падающего света и не зависит от его интенсивности. Вот и все “эпохальное событие”. Зачастую Эйнштейну в заслугу ставят разъяснение механизма фотоэффекта на основе квантовых представлений о природе света, но ведь и квантовую теорию излучения установил не он, а Планк еще в 1900 г. [3].
Не следует также забывать и тот факт, что вдобавок ко всему Эйнштейн был никудышным инженером, хотя и брался за инженерные разработки. Так, в 1915 г. он был одним из немногих ученых, кто откликнулся на призыв немецкого Общества воздушного транспорта и дал согласие на проектирование нового самолета [7] (и куда же подевался его пацифизм?!). В более поздней работе [29], основанной на архивных документах, указывается, что после избрания в Берлинскую академию наук Эйнштейн несколько первых лет работал там вообще не как специалист в области теоретической физики, а, скорее, как эксперт по проблемам авиационной техники (учитывая, по-видимому, опыт его работы в патентном бюро).

По проекту Эйнштейна для нового самолета было сделано крыло типа кошачья спина (с горбом на верхней поверхности). Испытание самолета было удручающим. “Как утка, переваливался самолет в воздухе, а пилот был без памяти рад, когда оказался снова на земле целым и невредимым. Однако из чувства справедливости он предложил повторить полет второму испытателю… Результат оказался не белее обнадеживающим. Итак, в роли конструктора самолетов блестящий теоретик Эйнштейн потерпел окончательное поражение, а его проект был похоронен навсегда” [7].
В последние 30-35 лет своей жизни Эйнштейн не предложил физике ничего путного. Причина одна: никакая ложная теория не может привести к путным результатам. Как показали современные исследования автора, специальная теория относительности оказалась ложной теорией. А поскольку она входит одной из составных частей в общую теорию относительности, то и в этой теории возникло много ложного, наносного. Все это позволяет по-другому взглянуть на “заслуги и роль одного из величайших авторитетов современной физики и сказать, что в своей собственной общей теории относительности он являлся едва ли не самым последним профаном. Создав величественное здание теории, он сам заблудился в бесконечном лабиринте его комнат, начал произвольно пристраивать или отсекать от него отдельные части и умер, так и не поняв до конца то, что же он создал” [4].
Литература
1. Пайс А. “Научная деятельность и жизнь Альберта Эйнштейна”. – Москва: Наука, 1989, 568 с.
3. Владимир Истархов. “Удар русских богов”. – Москва: 2001, 408 с.
4. Жук Н. А. “Об электромагнетизме, гравитации и эфире” (Открытое письмо сударьу Г. В. Николаеву, директору НТЦ “Нетрадиционной электродинамики”). – Харьков: НТИ ТТР, 2001, 36 с.
7. Зелиг К. “Альберт Эйнштейн”. – Москва: Атомиздат, 1964, 206 с.
29. Френкель В. Я., Явелов Б. Е. “Вот чтоможет случиться с человеком, который много думает, но мало читает”. В кн. “Эйнштейновский сборник 1980-1981”. – Москва: Наука, 1985, с. 37-48.
Пассажирский самолет Fokker F.XXXVI совершил свой первый полет 22 июня 1934 года. Самый большой из транспортных самолетов компании Fokker, он представлял собой свободнонесущий высокоплан с неубирающимся шасси и был оснащен четырьмя звездообразными двигателями F.XXXVI типичной конструкции вмещал четыре члена экипажа и 32 пассажира в четырех пассажирских салонах на восемь человек каждый (16 пассажиров на спальных местах). Летал в компании KLM с марта 1935 года, а в 1939 году был продан компании Scottish Aviation of Prestwick.
Всё же у немцев опыт был...
