Мне часто приходится общаться с ростовчанами - родился и вырос в Ростовской области.
Донские казаки вышли из евреев.
Источник информации: Газета Дона, 5.07.01
Рег.Ном.- 2110700193.04
Ростовчанин Евгений Мовшович (чисто еврейская фамилия) - доктор геолого-минералогических наук, ведущий геолог Южного государственного геологического предприятия, единственный в Ростове исследователь, занимающийся историей еврейских общин на Дону. По крупицам в кагэбэшных,
университетских и прочих архивах Ростова, Москвы, Ленинграда он собрал уникальные сведения о жизни донских евреев. – Из материалов профессора Шелова, специалиста по истории античности, следует, что в Танаисе - восточном форпосте Боспорского царства, помимо греков и варваров, жили и евреи, - рассказывает Евгений
Вениаминович. - Шелов проанализировал надписи на могильных плитах и обратил внимание, что на некоторых из них встречаются типично еврейские имена, скажем, Иуда. Конечно, еврейские имена могли давать и неевреям, но данный факт свидетельствует, по крайней мере, о еврейском влиянии на Боспорское царство. В других районах
царства - в Горгипии (ныне Анапа), в Фанагории были найдены синагоги, обнаружили там и надгробные памятники с надписями на иврите и характерными еврейскими символами - минорой, ханукией. Все это неоспоримо свидетельствует о том, что в Боспорском царстве евреи жили.
- И сколько же в Танаисе было евреев?
- Шелов проанализировал около 700 могильных плит. Семь из них содержали еврейские имена. Можно предположить, что евреев в Танаисе было около одного процента. Скорее всего, это были
торговцы. Шелов нашел еврейские имена и на амфорах – их использовали для хранения масла, вина или зерна. Следовательно, владельцами амфор или их перевозчиками и были евреи... В VI – VII веках на Дону поселились хазары. Есть письменные свидетельства, касающиеся, правда, на территории нынешней Ростовской области, где упомянуты евреи, жившие в Хазарском каганате. К хазарам они попали из Персии и Византии, спасаясь от преследований. Евреев
было немного, но они пользовались большим влиянием. Хазары, кстати, сами приняли иудейство. Впрочем, археологические раскопки не дают прямых доказательств о пребывании евреев в наших краях. Хотя в вышедшей недавно монографии Плетневой высказывается гипотеза о том, что одно из зданий Саркела (хазарский город, находившийся недалеко от нынешнего Волгодонска) - это остатки синагоги VIII века... На Северском Донце обнаружены надписи, некоторые буквы которых напоминают еврейские. Так что кое-какие следы есть... Во времена Золотой Орды (XIII - XIV век) на месте Таганрога существовала венецианская фактория Тана. Чтобы открыть факторию, нужно было получить у хана (Кана) Золотой Орды так называемый ярлык, разрешение. В одном из ярлыков говорится, что хан (Кан) разрешает венецианцам открыть факторию там-то и там-то, и указывается место относительно Дона. И в качестве привязки к местности - "рядом с еврейским поселением".
- Хотя первая в России настоящая перепись населения была проведена лишь 1897 году, считать население начали гораздо раньше - чтобы губернаторы не утаили от царя истинное количествоналогоплательщиков, - продолжает Мовшович.
- При этом переписчики фиксировали и национальность налогоплательщиков. В 1796 году в Мариупольском уезде с центром в Таганроге было зарегистрировано семь евреев. В самом Мариуполе евреи появились лишь в 1820 году.
В Таганроге, как мне удалось установить, в 1805 году жила одна еврейская семья. Так что, скорее всего, эти семь человек относятся к крепости Димитрия Ростовского (нынешний Ростов-на-Дону). Основная масса евреев появилась на Дону во времена Екатерины II, разрешившей евреям селиться в любой части Екатеринославской губернии, в состав которой входили Ростовский и Таганрогский уезды. В большинстве своем это были люди из Польши, западных областей Украины и Белоруссии. В те годы существовало нечто вроде прописки и регистрации. Евреи в черте оседлости имели право на передвижение, но прописка стоила достаточно дорого. Чтобы избежать ненужных трат, евреи, прописанные в Вильно или Минске, здесь значились как приехавшие по делам. Гестапо это устраивало. Сейчас, анализируя полицаи данные по Ростову, мы видим, что большинство умерших, вступивших в брак, родивших детей, были как раз выходцами из Украины, Белоруссии, Польши... В целом до революции на всей территории Войска Донского жили 30-35 тысяч евреев. - Как они уживались с донскими казаками? -