На бумаге выглядит внушительно. Но тут-то и начинаются внутренние проблемы. Верно, Египет отказался от советского оружия, но до сих пор 30% его материальной базы составляет именно оно. И это создает в египетской армии хаос вооружений: советских, американских, французских, китайских, британских. Факт: в минувшие пять лет Египт усиленно занимался модернизацией армии, при финансовой поддержке США, но в последнее время этот процесс замедлился – это обходится слишком дорого.
Тут стоит вспомнить, что Израиль (по сведениям шведского SIPRI, считающегося очень надежным источником) в 2010 году потратил на вооружения 14.3 млрд. долларов, что составляет 7% нашего ВНП, тогда как Египет всего 3.6 млрд. (2.3% ВНП). То есть Израиль вооружается в 4 раза быстрее – скорость, которую Египет не может себе позволить. Кстати, Сирия тратит на оружие 1.8 млрд. в год, почти как маленький Ливан.
Почему Египет тратит так мало? Потому что население этой страны сегодня - 80 млн. человек, а через 9 лет будет уже 123 млн. Из-за этого чудовищного прироста населения, кроме американской военной помощи (пришедшей в результате мирного договора с Израилем – какая ирония!) у Египта нет средств на приобретение новейшего оружия. В стране жесточайший экономический кризис – доходы от туризма упали, доходы от Суэцкого канала снижаются, так как суда предпочитают не ходить через Красное море из-за пиратства, страна закупает почти всю пшеницу – в этих условиях армии мало что остается.
В результате египетская армия с трудом содержит ту новейшую технику, которую покупает у США. Американская техника не просто дорогая, ее обслуживание дорого стоит. Что делать, если нет денег на запчасти?
Но самая большая проблема египетской армии не бюджет, а низкий уровень ее личного состава. Нам, израильтянам, покажется странной система мобилизации на срочную службу в египетской армии – она зависит от образования.
Необразованные служат три года. С неполным средним – пойдут в армию на два года. Юноши с школьным аттестатом служат год, или после короткого курса молодого бойца вернутся домой и три года будут призываться на резервистскую службу.
Иными словами, египетская система мобилизации ограждает элиту от военной службы, перекладывая эту обязанность на низы общества. Египетская элита беспокоится о своих сыновьях.
Так как 58% египтян не умеют читать и писать, они-то и составляют основу армии. Какой толк в американской помощи и инструктаже, если костяк армии – безграмотные люди? При такой системе армия не является инструментом социальной мобильности, и тот, кто в нее попадает, так и застрянет внизу, в тяжких условиях армейской службы. А тот, кто пришел сверху, перепрыгнет этот этап, не соприкасаясь. Дистанция между солдатом и офицером в египетской армии - гигантская.