Борис Юльевич, прокомментируйте пжлст как марксист книгу С.Г. Кара-Мурзы "Маркс против русской революции" (2008 г.). В ней утверждается, что Революция 1917 (и все последовавшие за ней азиатские) была не по Марксу: был не эволюционный переход от капитализма к социализму, а бегство от периферийного колониального империализма, и движущей силой были крестьяне (85% населения), а не рабочие (сами выходцы из крестьян). На основе мировоззрений крестьянской общины и возник Советский Проект - продолжение цивилизационной траектории России. Советский Проект во многом противоречил марксизму. Показан примордиализм, расизм и русофобия Маркса-Энгельса. Что Вам кажется в рассуждениях СГКМ правильным, а что - ошибочным?
Хотелось бы также узнать Ваше отношение к событиям на Манежной и к русскому национализму вообще. Россия таки для русских или нет?
С. Кара-Мурза удивительным образом умудряется «открывать» то, что давно известно и обсуждено в западной марксистской литературе, причем ещё и вставляет это в собственный национал-манипуляторский контекст. Такое манипулирование текстами и цитатами подразумевает определенный тип читателя, который не имеет доступа к текстам, опубликованным на Западе (не переведенным, не изданным или мало известным в России).
Маркс нигде и никогда не писал про «эволюционный» переход от капиталзма к социализму. Он писал о революции. То, что русская революция была «не по Марксу» писал ещё Антонио Грамши, если не ошибаюсь, в 1920 году (Революция против «Капитала»). Каутский в том же упрекал Ленина. Однако никто иной как Маркс в письме к Вере Засулич высказал мнение о том, что в России процессы пойдут несколько иначе, чем может показаться на основе его теории, подчеркнув, что его теория в том виде, как она сформулирована в основных работах, относится исключительно к Западной Европе, а для применения в других странах и регионах должна корректироваться. В конце жизни он как раз над этой корректировкой очень много размышлял, но в полной мере мы не знаем, до чего он додумался, поскольку материалы этого периода в полном виде не опубликованы. Что касается русофобских высказываний Маркса, то это хорошо известный факт. Если взять его публикации 1850-х годов, то там можно найти довольно неприятные места, которые автора «Капитала» не красят. И ничего общего с «марксистским» анализом не имеют. Об этом я писал в «Периферийной империи». Однако, заметим, что речь идет не о теоретических работах, а о публицистике определенного периода. В конце 1860-х годов Маркс свои взгляды пересмотрел, что и проявилось затем в переписке с Засулич и некоторых других текстах.
Советы никакого отношения к крестьянской общине не имели, они возникли в городах и оттуда были перенесены в деревню. Организованы они были по совершенно иному принцпу (без круговой поруки и прочих характерных черт общинной структуры). Сталинская коллективизация, из которой родился «советский проект» в том виде, в каком он дожил до 1991 года, никак не могла опираться на общину, она направлена была против крестьян, это была жесткая диктатура города над деревней. Вообще-то как раз проблема большевиков была в том, что они хоть и шли на уступки деревне в определенные моменты, оставались сугубо городской партией. И никакой «цивилизационной траектории» здесь нет, поскольку нет и самой «русской цивилизации». Особые цивилизации возникают в обществах полностью или честично изолированных от других систем. А применительно к России надо выбрать что-то одно: или преиферийно-колониальное развитие, против которого действительно объективно была направлена революция 1917 года, или «особая цивилизация» (тогда, значит, мы всё это время развивались обособленно, но откуда же революция и всё остальное?).
Задним числом очень удобно всё произошедшее загонять в некую естественную траекторию. А если бы случилось иное, и это бы объяснили цивилизацией, традицией и т.д. Но реальные объяснения надо искать не в «цивилизационной траектории», про которую Сталин слыхом не слыхивал, а в конкретных социально-экономических и политических обстоятельствах. Опять же рекомендую мою «Периферийную империю» или работы А. Шубина.
Проблема периферийного развития поставлена у Розы Люксембург впервые, потом в работах М.Покровского, затем в дискуссиях Ленина, Троцкого и эсеров. Затем был Валлерстайн с миросистемной школой, разработавшие концепцию периферийного развития в её современной форме. А Кара-Мурза из всего этого делает венигрет, заливая соусом провинциального имперского пасевдо-патриотизма.
А по второму вопросу... Хотелось бы, чтобы кто-нибудь мне объяснил честно, что он понимает под лозунгом «Россия для русских»? Убить всех татар? Выселить якутов в Японию?