Вагабов М. В., Вагабов Н. М. Ислам и вопросы атеистического воспитания. М. 1988 .. В начальный период своей деятельности Мухаммед выполнял свою религиозную миссию лишь проповедуя, увещевая, уговаривая и запугивая эсхатологическими картинами. Распространение новой религии осуществлялось исключительно через проповедническую деятельность, и суры Корана отражали в этот период мирный пафос ислама. На эту особенность мекканского периода истории ислама обратили внимание крупные его исследователи. Так, академик В. Бартольд по этому поводу писал: "В Мекке Мухаммед не был ничьим повелителем; призывая людей к покаянию, вере и деятельной любви, он мог взывать только к их доброй воле, естественно, что в мекканских сурах учение об обязанностях и ответственности человека преобладает над учением о всемогуществе божьем". Но совершенно иную картину мы видим в мединский период ислама, когда образовалась мусульманская община и Мухаммед из проповедника новой веры превратился в главу теократической государственной организации, которая в идейном отношении внушала страх неверующим и инаковерующим своей сплоченностью и фанатизмом. Эти изменения в социально-экономической структуре в истории арабов наложили свой отпечаток на возникновение новых коранических идей, привели к трансформации первоначальных мирных идей ислама. В мединский период ислам совершает окончательный переход от метода мирных проповедей, характерного для мекканского периода, к насильственным методам насаждения ислама не только среди язычников-арабов, но и за пределами Аравии. Он из мирной религии постепенно превращается в религию воинственную. "Десяти лет, прошедших от прибытия Мухаммеда в Медину (622) до его смерти (632), оказалось достаточно, чтобы превратить учение мирного религиозного и социального реформатора в религию, объявившую наступательную войну всему миру" (Бартольд В. В. Соч. Т. 6. С 417).
Вагабов М. В., Вагабов Н. М. Ислам и вопросы атеистического воспитания: М. 1988 .. Международная организация "братьев мусульман". Их девиз: "Аллах — наш идеал, пророк — наш вождь, Коран — наша конституция, джихад — наши средства к цели, смерть за религию — наша самая заветная мечта". Главную свою цель они видят в возвращении от современного образа жизни к первоначальному исламу. За последние годы с подобными крайне реакционными идеями в мусульманском мире выступают такие организации, как "Джихад" (священная война), "Джунуд Аллаха" (воины Аллаха), "Молодежь Мухаммеда" и т. д., требующие возвращения к "золотому веку" ислама. Эти религиозные организации .. представлены мелкими частными собственниками и городскими низами. "По типу религиозного сознания, — пишет .. исследователь А. А. Игнатенко, — эти организации возрожденческие, ибо призывают не просто к восстановлению абстрактного "духа" ислама, а к буквальному и скрупулезному следованию конкретным установлениям, нормам, образу жизни мусульман первых веков существования ислама" (Философия и религия на зарубежном Востоке: XX век. М., 1985. С. 115)