Академическая история по теме
«Территория современного Юга России с древнейших времен неразрывно связана историко-культурными корнями, интересами с ираноязычным миром. Северный Кавказ – одна из областей первичного заселения России древнейшим человеком, одна из областей сапиентации - формирования человека современного вида. В каменном веке ученые предполагают на основе единства археологических культур, антропологического родства народов возникновение кавказского субстрата, который лег в основу формирования северокавказской языковой семьи. В IV-III тыс. до н.э. палеокавказская культурная общность распалась на три этнических общности - западную (абхазо-адыгскую), восточную (нахско-дагестанскую) и южную (картвельскую).
Однако первыми обитателями Северного Кавказа, название которых сохранили письменные источники (ассиро-вавилонские и древнегреческие), были ираноязычные киммерийцы ("гимирри"). На рубеже II-I тыс. до н.э. киммерийцы из южнорусских степей проникают на Северный Кавказ и объединяют племена на территории современного Юга России в культурную общность. В IX-VIII в. до н.э. киммерийцы, оказав заметное влияние на племена Северного Кавказа, были оттеснены в Малую Азию еще более мощной волной ираноязычных кочевников - скифов. Скифские союзы племен контролировали огромные пространства Евразии, включая Кавказ, Крым, южнорусские степи, а местные племена на протяжении пяти веков находились в сфере их влияния. Скифы изменили антропологические характеристики народов Северного Кавказа, обогатили их лексику, мифологию, включая нартский эпос, материальную культуру, оставили значительный след в местной топономике.
Г.В.Цулая (84, с.31), изучая сведения Леонти Мровели о "нашествии хазаров", пришел к выводу, что они могут быть сопоставлены с вайнахскими сказаниями о борьбе местных героев с нарт-орстхойцами, заменяемыми в абхазских сказаниях об абрскиле голубоглазыми и светловолосыми людьми. Показательно, что в отмеченных фольклорных памятниках мы имеем дело с описанием столкновений местных кавказских народов с иноплеменниками, что вполне соответствует истории скифов на Северном Кавказе. Но образ врагов северокавказских автохтонов, судя по всему, не ограничивается только воспоминаниями об исторических скифах и включает в себя обобщающий образ номадов, например, алан (79, с.86), представлявших собой близких им в этнокультурном плане кочевников. С историей скифов на Северном Кавказе исследователи связывают рассказ, приписываемый Леонти Мровели, из "Жизни картлийских царей", включенной в свод хроник "Жизнь Картли". Автор этого средневекового (XIв.) произведения считает народы Кавказа потомками семи из наиболее славных сыновей Таргамоса. Земли Северного Кавказа вплоть до Волги были в его времена безлюдны. Поэтому он отдал их двум из своих сыновей: Лекану - земли от Каспийского моря до Терека, а Кавкасосу - от Терека до оконечности Северо-Западного Кавказа. Старшим над братьями оставался Гаос, прародитель армян. Позднее на Северный Кавказ, где над сыновьями Кавкасоса правил Дурдзук, сын Тирета, произошло вторжение хазаров. Объединившиеся Таргамосиане перешли через Кавказ, покорили Хаза-рети, воздвигнув на его подступах города, и удалились. Тогда хазары избрали себе царя, прошли через Дербентский проход и разгромили владения Армении и "Севера", но не смогли взять часть владений Картли. Освоив пути через Дербентский и Дарьяльский проходы, хазары часто нападали и сделали Таргамосианов своими данниками.
Страну Кавкасоса, по имени которого гора называлась Кавкас, а равнина - Оси (что составляло окончание имени Кавкасос), царь хазар отдал своему сыну Урбаносу с картлийско-армянскими пленниками.