При нормальных условиях Сердцу как хранилищу интеллектуальных инструментов, предназначенных для обслуживания душевных побуждений, отводится вспомогательная роль. У человека цивилизации, положение которого характеризуется как аномальное, Сердце (его морально-регламентирующая ипостась, обусловленная наличием знания о добре и зле) осуществляет диктаторскую роль- подавляет, искажает, извращает душевные побуждения, растлевает Душу (Еву).
Учение Христа признает наличие злого, дурного начала в человеке цивилизации. Однако в отличие от психоанализа учение Христа говорит, что обиталищем и источником скрытых демонических сил является не Душа человека, а его Сердце: "Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления" (Мф.15,20).
А высшей ценностью является Душа:
"Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" (Мф.16,26).
Жизнь человека не может зиждиться на со-знании. Учение Христа настоятельно рекомендует людям перестать уповать на свою совесть, на свое со-знание, на знание о добре и зле вообще. Учение Христа настоятельно рекомендует людям ОДУМАТЬСЯ. Обращение к уму человеческому означает не признание его (ума) жизнеорганизующей способности, а признание его способности осознать свою ограниченность, свою несостоятельность и отказаться от притязаний на жизнеорганизующую роль.
Высшей нравственной субстанцией является Бог, воле которого должны быть подчинены все помышления и действия человека.
Свою волю, свой Закон - Жизнь - Бог вложил в душу человека. То есть императивность Бога проявляется через душу человека.
Абсолютные нравственные принципы априори вложены в душу естественного человека. Рациональные моральные нормы, полученные опытным путем и содержащиеся в сердце цивилизованного человека, не соответствуют абсолютным нравственным принципам. Поэтому человек, поступающий по совести, действующий по велению долга, по велению сердца и совершающий, казалось бы, правильные поступки, зачастую может испытывать внутреннее недовольство собой, внутреннюю дисгармонию чувств, причина коих остается для него мучительно непонятной.
Учение Христа говорит, что человек должен обрести утраченную естественность, должен научиться жить по велению "бессознательной" души, а не по велению "сознательного" сердца.
То, что Моисею были продиктованы заповеди рационально-нормативного характера, вовсе не означает, что Бог тем самым как бы подтверждает легитимность морально-регламентирующей функции серца или как бы легализует эту функцию. Закон был дан лишь для того, чтобы хоть как-то нейтрализовать пагубность морально-регламентирующей функции сердца. Закон был дан по причине преступлений, Для того, чтобы хотя бы приблизительно привести моральные нормы сердца в соответствие с абсолютными нравственными принципами Души.
Моисеев закон не может коренным образом улучшить и исправить поведение человека, не может оправдать человека, не может сделать его праведным.
"Ибо, если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона" (Гал.3,21).
"Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа" (Гал.2,16).
Моисеев закон есть лишь детоводитель ко Христу (см.Гал.3,19-24). Христос же говорит, что из Сердца человеческого исходит злая весть, а Его учение - Благая Весть.
Иисус говорит: "Возьмите иго Мое на себя и НАУЧИТЕСЬ от Меня, ибо Я кроток и смирен СЕРДЦЕМ, и найдете покой ДУШАМ вашим; Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко" (Мф.11,29-30).