Евреи по Марксу – это не нация, а социальная категория, несущая волею определенных условий ее формирования исключительно негативную, паразитическую смысловую нагрузку.
В своей статье «К еврейскому вопросу» (1843 г.) он пишет, что евреи – это «химерическая национальность», служащая только одному богу – капиталу. «Деньги – это ревнивый бог Израиля, перед лицом которого не должно быть никакого другого бога».
По Марксу в иудаизме содержится презрение к теории, искусству, истории, презрение к человеку как к самоцели. Культ еврея – торгашество.
Отождествление еврейства с буржуазным началом, общепринятое в этих кругах, привело Маркса к парадоксальному на первый взгляд выводу о том, что «эмансипация евреев в ее конечном значении есть эмансипация человечества от евреев», т.е. эмансипация предполагает полный отказ евреев от своего духовного наследия, исчезновение «еврейских начал» из жизни и культуры человечества. Иначе говоря, речь шла о полной ассимиляции евреев, об их растворении среди тех наций, в окружении которых они живут.
Таким образом, марксистский подход к еврейскому вопросу можно выразить следующим образом. Евреи – псевдонация, объединяющим началом которой является исключительно религия – иудаизим -, пропитанная духом презрения к человеку как самоцели.
Исторические условия формирования еврейства способствовали превращению этой группы в социальную категорию, являющуюся олицетворением капиталистических начал в человеческом обществе.
Для того, чтобы преодолеть эти начала необходимо растворить еврейство в окружающей их среде. Для Маркса слова «еврей» и «капиталист» – синонимы. Еврейский банкир несет в себе опасность всему человечеству.
Маркс никак не отреагировал на еврейские погромы в России, что позволило ряду исследователей заявить о его согласии с народниками и Бакуниным, рассматривавшими эти погромы как проявление классовой борьбы русских угнетенных классов, однако прямых доказательств этому нет.
В своей основной работе – «Капитал» Маркс вообще ни разу не упоминает евреев. Идея добровольной и «естественной» ассимиляции евреев оставалась ключевой и в большевистском подходе к еврейскому вопросу.