Афанасьев извлек из архива Русского Географического общества хранившиеся там сказки и присоединил к ним многочисленные записи В.И. Даля. Сборник составился из сказок не одной какой-нибудь местности, это общерусское творчество. В сборник включены сказки архангельские, астраханские, владимирские, вологодские, воронежские, енисейский, казанские, калужские, костромские, курские, московские, нижегородские, новгородские, оренбургские, пермские, рязанские, саратовские, симбирские, тамбовские, тверские, тульские и иные сказки разных мест и краев России
А.Н. Афанасьев. Народные русские сказки
Александр Николаевич Афанасьев родился 11 июля 1826 года в городке Богучар Воронежской губернии в семье уездного стряпчего. Вскоре семья переехала в уездный город Бобров. Воронежский край, богатый самобытными, яркими именами поэтов, писателей и художников, вправе гордиться таким своим сыном. Не случайно самые живописные места Воронежской губернии - Богучарский и Бобровские уезды, расположенные по берегам Дона и Битюга, стали родиной будущего ученого.
Дедушка домовой занимает в наших преданиях почетное место: верования о нем до сих пор сохраняется в народе яркие и подробные, с которых еще не совсем стерся языческий отпечаток: причина заключается в самом значение этого мифа. Вера в домового тесно связана с языческим обожанием огня (небесного - в образе Дажьбога и Перуна и земного - в образе Сварожича) и умерших предков. Такая связь и придала особенную крепость и знаменательность вере в домового. Славянин-язычник, обоготворяя силу света и тепла как высшую благотворную силу в природе, как условие всякой жизни, естественно, должен быть перенести поклонение этой силе и в сферу домашнюю, в круг семьи
А.Н. Афанасьев. Дедушка домовой. - Архив историко-юридических сведений, относящихся до России, издаваемый Николаем Калачовым, кн. 1. М., 1850 (отд. VI)
При дальнейшем развитии язычества, когда начался антропоморфизм, очаг олицетворился в дедушку-домового, которого народ представляет себе так: домовой любит принимать разные виды; но обыкновенно он является плотным, не очень рослым стариком, в коротком смуром зипуне или синем кафтане, с алым поясом - иногда же в одной рубахе; у него порядочная седая борода; волосы острижены в скобу, но косматы и застилают лицо; голос суровый и глухой; он любит браниться и употребляет при этом выражения чисто народные. Кто в этом изображении не узнает типа русского мужика? Миф, воплощаясь в образ, следовал живой действительности и до сих пор остался ей верен.
А.Н. Афанасьев. Религиозно-языческое значение русской избы. 1851г.
А.Н. Афанасьев. Мифическая связь понятий: света, зрения, огня, металла, оружия и жолчи, Арх. Истор-эридических сведений, Москва, 1854
А.Н. Афанасьев. Народные русские легенды, Казань, 1860
А.Н. Афанасьев. Для археологии русского быта. Императорское Московское Археологическое Общество, Труды о Древности, Москва, 1865
А.Н. Афанасьев. Языческие предания об Острове Буяне