Шенгенское недоразумение
Италия и Франция предложили восстановить внутренние границы в ЕСВо вторник, 26 апреля, президент Франции Николя Саркози и премьер Италии Сильвио Берлускони предложили внести поправки в Шенгенское соглашение, которые позволят в ряде случаев вводить пограничный контроль внутри безвизовой зоны. Инициатива была представлена в ответ на массовый приток беженцев из Северной Африки, однако многих она поставила в тупик.
Заявлению Николя Саркози и Сильвио Берлускони предшествовал конфликт, длившийся более недели. Начало ему положил инцидент, произошедший на границе двух стран 17 апреля. Тогда французские власти отказались пропустить следовавший из Италии поезд, в котором ехали беженцы из Туниса и Ливии. К тому моменту число беженцев из Магриба, прибывших на один только итальянский остров Лампедуза, превысило 25 тысяч. Пытаясь переложить часть своих проблем на другие страны ЕС и не дождавшись от них помощи, Рим принял одностороннее решение о выдаче арабам временных разрешений на пребывание в шенгенской зоне. В результате те получили возможность беспрепятственно передвигаться по территории сразу 25 европейских стран, причем наибольший интерес для франкоязычных тунисцев представляла Франция, где у многих из них живут друзья и родственники. Остановив на границе поезд с мигрантами, Париж продемонстрировал, что мириться с таким положением вещей он не намерен.
Последовавший вскоре протест со стороны Италии ни к чему не привел: Еврокомиссия, не колеблясь, встала на сторону Франции, подчеркнув, что ее действия были продиктованы соображениями безопасности. Стоит отметить, что эта формулировка не является заезженным и лишенным основания клише. Дело в том, что в одном из пунктов Шенгенского соглашения (точнее, Конвенции о введении в действие и применении Шенгенского соглашения) прямо говорится о праве стран-подписантов в случае возникновения угрозы их безопасности вводить временный пограничный контроль. При этом других членов шенгенской зоны можно уведомить об этом задним числом. В случае с итальянским поездом в качестве такой угрозы (пусть, возможно, и надуманной) стали сопровождавшие беженцев радикально настроенные активисты, готовившие проведение во Франции акций протеста в их защиту.
Впоследствии французы железнодорожное сообщение все же восстановили, однако арабских мигрантов стали разворачивать обратно, мотивируя отказ во въезде отсутствием у них удостоверений личности и средств, необходимых для существования. Для того чтобы возражать против таких действий, законных оснований у Рима опять-таки не было: наличие у иностранцев паспорта и денег официально является обязательным условием для их въезда на территорию Шенгенской зоны. В результате Италия оказалась фактически в безвыходной ситуации, не имея возможности законно избавиться от прибывших на ее территорию мигрантов. Последним шансом найти какой-либо выход стала встреча Берлускони с Саркози, по итогам которой лидеры и сделали заявление о необходимости реформирования Шенгена.
Письмо с соответствующими предложениями было направлено в руководящие структуры ЕС, однако ни в тот же день, ни на следующий каких-либо комментариев со стороны представителей Еврокомиссии, президента Европейского совета Хермана ван Ромпея или руководства других стран-членов блока не последовало. Единственной реакцией от европейских структур стало заявление комиссара ЕС по внутренним делами Сесилии Мальмстрем (Cecilia Malmstroem), по словам которой обсуждение конкретных предложений относительно возможного реформирования Шенгена может состояться 4 мая. Позже, 12 мая, добавила она, вопрос, возможно, будет вынесен на обсуждение министров внутренних дел ЕС. Между тем инициатива Италии и Франции вызвала активное обсуждение в СМИ. В частности, наибольшего внимания прессы удостоился вопрос, какими соображениями руководствовался Берлускони, чья страна от нового расклада останется в проигрыше.