Перспективы военно-технического сотрудничества Израиля и РоссииАвраам Шмулевич Вряд ли найдется на нашей планете много стран и народов, история которых была бы столь тесно переплетена между собой, как история Израиля и России. Отношения между ними знали как периоды взлета и тесного сотрудничества, так и годы падения и разрыва. В последний период лидеры обеих стран неоднократно высказывались о важности укрепления всего комплекса этих отношений. Проблемы борьбы с международным терроризмом и военная сфера занимают в нем далеко не последнее место.
ВПК как России, так и Израиля, сталкиваются сейчас с рядом серьезных проблем. Ближайшие годы будут иметь судьбоносное значение для обеспечения обороноспособности обеих стран в новом столетии. Причем проблемы Израиля и России – разноплановы, и кооперируясь в решении стоящих перед ними задач, обе страны могли бы помочь друг другу.
Конечно, необходимо отдавать себе отчёт, что сотрудничество это должно строиться на прочной политической базе, в том числе и способной противостоять внешнему давлению.
Однако международная обстановка сейчас благоприятствует началу движения в этом направлении. И Израиль и Россия сталкиваются со схожими проблемами в области обеспечения безопасности, подвергаются угрозе со стороны международного терроризма. Обе страны имеют тесные взаимоотношения с США, и лидеры обеих стран неоднократно высказывались о необходимости укрепления этих отношений. В свою очередь, и США кровно заинтересованы в том, что бы Россия, с ее мощным геополитическим и технологическим потенциалом, оставалась верна возглавляемой Америкой антитеррористической коалиции.
Исторически сложилось так, что основными потребителями российского оружия являются находящиеся к югу от России агрессивно-авторитарные режимы. Однако с точки зрения как текущей политики, так и геополитики, для России это представляется как минимум спорным, если не сказать потенциально опасным. Необходимо учитывать намечающиеся тенденции развития международных отношений, и проявлявшуюся не раз в прошлом нестабильность данного региона, способность вектора симпатий государств поворачиваться на сто восемьдесят градусов.
Надо полагать, что российское руководство отдает себе отчет в проблеме, однако российский ВПК критически зависит от имеющихся рынков сбыта, а выйти на новые ему сейчас не под силу.
Поэтому изменение вектора российского сотрудничества – в этом были бы заинтересованы и США и Россия.
Таким образом, внешнеполитическая обстановка для начала широкого взаимодействия двух стран сейчас уникальна, возможно, она уже никогда более не повториться.
Кроме проблем внешнего давления, серьезная причина, приостанавливающая процесс взаимодействия – это вероятность попадания изделий и технологий совместной разработки к потенциальным военным противникам Израиля. Чтобы этого не произошло, на политическом уровне должны быть разработаны соответствующие долговременные гарантии.
Впрочем, Израиль сталкивается с такой проблемой и сейчас: многие израильские разработки попадают, через Америку, в Египет. Поэтому наличие данной нерешонной проблемы в израильско-российских взаимоотношениях не может рассматриваться как неразрешимая проблема для начала движения по этому пути.
Обеспечение широкой кооперации между Израилем и Россией в оборонной сфере преследует не только чисто экономические и военные цели, но и, возможно, является единственным способом решения задачи обеспечения геополитической независимости обеих стран.
Ни одна независимая страна не может ориентироваться в обеспечении армии единственным союзником-поставщиком. Диверсификация оборонного сотрудничества - залог независимого существования оборонной области.