Слово "власовец" у нас звучит подобно слову "нечистоты", кажется мы оскверняем рот одним только этим звучанием и поэтому никто не дерзнет вымолвить двух трех фраз с подлежащим "власовец".
Но так не пишется история. Сейчас четверть века спустя, когда большинство их погибло в лагерях, а уцелевшие доживают на крайнем севере, я хотел страницами этими напомнить, что для мировой истории это явление довольно небывалое: чтобы несколько сот тысяч молодых людей в возрасте от двадцати до тридцати подняли оружие на свое Отечество в союзе со злейшим его врагом. Что, может, задуматься надо: кто ж больше виноват - эта молодежь или седое Отечество? Что биологическим предательством этого не объяснить, а должны быть причины общественные.
Потому что, как старая пословица говорит: от корма кони не рыщут.
Вот так представить: поле -- и рыщут в нём неухоженные оголодалые обезумевшие кони
[Солженицын, 1991, т. 5, с. 189]
И в самом деле, что ответить на вопрос-утверждение Солженицина «кто виноват – эта молодежь или седое Отечество»?
Но тогда что делать с сотнями тысячами других белоэмигрантов, кто желал победы советского оружия? А они кого предали, какие у них были общественные причины?
И самое интересное, что эти патриоты своей Родины после войны пожелали вернуться на Родину, где их ждал тот самый солженицовский архипелаг гулаг? Именно это для мировой истории явление небывалое. Я думаю именно они «неухоженные оголодалые обезумевшие кони». А власовцы, как были, так и остаются теперь предателями Родины. Что уж говорить о Солженицине, "великом и мудром человеке" так легко разобравшемся во всем?