Казахстан на пороге масштабных забастовок
Уже восемь месяцев сопредседатель «Социалистического движения Казахстана», вдохновитель ОНЖ и постоянный возмутитель спокойствия (с точки зрения ДВД Алматы и КНБ РК) Айнур Курманов вместе с лидером профсоюза «Жанарту» Есенбеком Уктешбаевым находится в вынужденной эмиграции в России. Мы беседуем с Айнуром на самые злободневные темы по социальному положению в стране.
Борьба продолжится
Айнур, начнем с того, чем сейчас вы заняты, не собираетесь ли возвращаться на родину?
– Ну вы же знаете, что на нас с Есенбеком Уктешбаевым «висят» уголовные дела, и сразу после того, как наша нога ступит на территорию Казахстана, нас тут же «упакуют», как и многих других. Смысла приезжать для того, чтобы сесть, я не вижу. Смысл я вижу в борьбе и считаю, что на воле мы сделаем больше. А занимаемся мы все тем же – помощью трудящимся в организации социальных движений, созданием единого профсоюза. И вообще, сейчас XXI век, и нет разницы, где находиться – в Алматы, в Москве или где-то еще.
Самым ярким событием последних дней стала забастовка в Жезказгане, окончившаяся победой рабочих. Это была своего рода сенсация, раньше не было практически безоговорочных уступок со стороны крупного работодателя. В чем причины прецедента?
– Это «жанаозенский синдром». Власть просто не хочет бесконтрольного развития крупных трудовых конфликтов. Но тут есть и другая причина: в 20 числах мая планируется визит Нурсултана Назарбаева в Жезказган и Сатпаев. Скорее всего, из администрации президента поступило указание любыми средствами закончить забастовку (к которой, кстати, на тот момент присоединились еще три рудника), дать людям любые обещания, лишь бы только к приезду главы государства в регионе не было социальных протестов. Поэтому руководство «Казахмыса» и пошло на пока еще устные уступки, но я, как и многие другие, не верю, что сударь Огай претворит их в жизнь. По моему мнению, после отъезда Назарбаева все в регионе вернется на круги своя, возобновится давление на активистов, а кого-то, наверное, и подкупить попытаются. В любом случае я не верю, что Огай сдержит свои обещания. Тем более, как мы уже говорили, проблема в Жезказгане не только в зарплате, но в общей политике государства, поддерживающего корпорацию «Казахмыс». Тем более, по разной информации, часть активов «Казахмыса» принадлежит семье первого лица в стране. И, как отмечал вашему сайту Берик Жагипаров, эта компания, которая, по сути, является ТОО, взяла 15-миллиардный кредит у КНР. Да и нежелание инвестировать в город тоже сказывается на росте недовольства среди горожан. Жезказган и Сатпаев в скором времени могут превратиться в очередные города-призраки. Ко всему прочему не надо забывать о высоком травматизме на предприятиях корпорации. Считаю, что это проблема не только «Казахмыса», но и всего государства, и поэтому уверен, что социальная борьба рабочих только продолжится.
Профсоюз – это сила
Что скрывается за фразой «борьба продолжится»?
– Нельзя считать, что произошло краткосрочное выступление шахтеров и на этом все затихло. Борьба будет только развиваться. Отмечу, это только мой прогноз, а то тут нас уже стали упрекать в том, что мы стоим за всеми протестными движениями рабочих, подталкиваем их на забастовки. Это сам работодатель подталкивает. И это не только в Жезказгане, и не только в горнодобывающей промышленности – это и на транспорте, и в энергетике. Так что, думаю, Казахстан стоит на пороге масштабных забастовок.
По поводу масштабности, возможно ли объединение всех протестных движений рабочих под флагом единого профсоюза? Скажем, во всеобщую стачку, на примере европейских стран.
– Очень даже возможно. И мы это сейчас наблюдаем. Профсоюз «Жанарту», несмотря на то, что его не регистрируют, все равно развивается – у нас есть группы фактически на всех крупных предприятиях страны. В любом случае создание единого независимого профсоюзного движения не остановить, это только вопрос времени. Мы встречались с руководством Всемирной федерации профсоюзов, после которой с их стороны будут подготовлены соответствующие письма в международную организацию труда и правительство Казахстана по поводу незаконного отказа регистрации «Жанарту», гонений против его лидеров и так далее. Кроме этого, мы будем продолжать работу для солидарности международного рабочего движения с казахстанскими трудящимися. Что касается всеобщей стачки, то чем дальше, тем она более вероятна. Предпосылки для этого дает сама власть, принимая поправки в Трудовой кодекс, проводя дополнительную пенсионную реформу, повышая цены на коммунальные услуги и далее в том же духе. Все это только ухудшает положение рядового казахстанца.