"Выдающийся австрийский психиатр и психолог еврейского происхождения Виктор Франкл, уцелевший в концлагерях Восточной Польши, в своей знаменитой книге "Человек в поисках смысла" описал муки узников нацистских лагерей.
Главный вопрос, разобранный Франклом, формулируется так: каково главное различие между теми, кто сумел пережить длившиеся годами лишения и вернуться к нормальной свободной жизни, и теми, кто в тех же условиях не смог продержаться и двух недель и терпел тотальный личностный крах, а позднее – неминуемо – и физический.
Франкл дает на этот вопрос однозначный ответ. Тот, в ком присутствовало осознание собственной миссии, ощущение некоего высокого предназначения, находил в себе силы справляться с ужасом лагерной жизни. А тот, чьи запросы и в довоенный период не выходили за рамки повседневного быта, быстро ломался.
Самого ученого поддерживала любовь к жене и желание вновь увидеть ее. Тогда он еще не мог знать, что супруги уже нет в живых.
Рассуждения Виктора Франкла имеют большое значение для нас, живущих в стране, сам вопрос существования которой всё еще открыт. Наши враги утверждают, что исчезновение Израиля (его уничтожение или самоуничтожение) – лишь дело времени, но не в этих и не в других антисемитских заявлениях кроется главная опасность для страны. Самое страшное заключается в том, что мы утрачиваем чувство собственного предназначения.
Израиль отличается от многих государств мира тем, что оно возникло не в результате многовекового эволюционного процесса развития нации на определенной территории, а благодаря сформировавшейся за считанные десятилетия воле разбросанных по всей земле общин, преследовавших далеко не прагматичную цель: создание национального дома, способного принять всех евреев планеты и позволить им жить в собственном независимом государстве, исповедуя собственную религию и культуру, возраст которых исчисляется тысячелетиями.
Покуда это предназначение было понятно всем или почти всем гражданам государства, Израиль был способен преодолевать любые трудности – даже несмотря на то, что различные группы населения понимали свою миссию и пути ее воплощения в жизнь несколько по-разному.
Для евреев, живущих в свободных, экономически развитых странах, алия была и есть полной антитезой прагматизму. При наличии свободного выбора лишь 5% восточноевропейских евреев предпочитали переехать в Израиль – остальные выбирали Северную Америку или Западную Европу.
Нынешний экзистенциальный кризис Израиля объясняется тем, что младшие поколения не в достаточной степени ощущают миссию своей жизни в еврейской государстве. Сыновья и внуки более прагматичны, чем отцы и деды – императив Государства Израиля не является для них самодовлеющим.
В соответствии с учением Франкла, если мы и дальше пойдем по пути отказа от высоких идеалов и увлечения сиюминутными целями, то мы как общество и как государство не выживем. Поэтому, прежде чем начинать дискуссию об установлении постоянных границ Израиля, власти вместе со всем народом должны сформулировать общенациональную программу, описывающую смысл и цели нашего существования в этой стране, - и лишь на ее основе составить долгосрочные политические планы, которыми, в свою очередь, будут определяться наши действия в краткосрочной перспективе.
Такому государству, как наше, для гарантированного существования явно не хватит одного лишь прагматизма в качестве доминантного принципа бытия."
Я так вопрос для себя не ставлю "Имеет ли право Россия (Израиль, Монголия) право на существование?" Имеют все. Кто на правах силы, кто на правах обиженных. Другое дело как потом выжить, когда право то есть, а вот возможность ... Россия , какой бы не будет конфликт, катаклизмы, коллапсы - не грозит как государству ничего. Это может бедное, богатое, сильное или слабое, многочисленное или малочисленное, но государство.