Из театральных работ того периода (конец 1960-х годов) запомнилась ставшая любимой роль Ипполита в спектакле, поставленном В. Хохряковым и режиссером Юнниковым «Не все коту масленица» (1973).
Новый художественный руководитель Малого театра – М.И. Царев, увидев Виталия в этой роли, стал готовить его к роли Чацкого в спектакле «Горе от ума» (1974). Внутри театра проводился конкурс на ее исполнителя, однако во время встреч с Царевым в процессе подготовки к роли у него сложилось впечатление, что Царев уже решил, что Чацкого играть будет именно он, причем Виталию предоставлялась полная свобода в трактовке образа. Царев разрешил даже, чтобы сам выход Чацкого был необычен: он, как бы поскользнувшись, падал, выходя на сцену (подразумевалось, что герой молод, дурашлив, полон озорства). М.И. Царев сказал о пьесе: «Мы ее очень хорошо читали, но мне хотелось бы, чтобы мы ее сыграли». Долгие годы спектакль был своего рода визитной карточкой театра, им начинался театральный сезон. Далее было несколько совместных работ с Нелли Корниенко – это спектакли «Заговор Фиеско в Генуе» и «Живой труп».
Наступило время, когда из молодого, подающего надежды Виталий стал актером, на которого можно ставить спектакли. Режиссер Л.Е. Хейфиц так и поступил с несколькими спектаклями, он даже рискнул, потому что Виталий считал, что не ко всем ролям он подходил. Например, в пьесе Салынского «Летние прогулки», которую комиссия принимала 7 раз, каждый раз что-то вычеркивали, вымарывали.
Через некоторое время Виталий решил сам делать постановки и за все отвечать. Один его спектакль театр не выпустил, а потом был «Живой труп» (1984), в котором он сыграл роль Протасова. Ставил его с переменным успехом, много раз показывал, репетировал и в конце концов в измененном варианте выпустил его на сцене филиала Малого театра. Спектакль шел несколько лет. В те годы с ним даже был связан один неприятный момент: в газете «Правда» за подписью некоего Велихова появилась скандальная статья о постановке. Однако в то же время Виталий получал множество писем от зрителей в поддержку спектакля. Затем было еще несколько режиссерских работ, среди которых особенно запомнилась постановка пьесы В. Ливанова «Мой любимый клоун» (1979).
Через некоторое время В. Соломин перешел в Театр имени Моссовета. Период работы в этом театре продлился два года (1987–1989). Здесь он сыграл в спектакле по пьесе В. Астафьева «Печальный детектив».
Тем временем в Малом театре произошла смена руководства. Виталий вернулся «домой» и поставил спектакль по пьесе Островского «Дикарка» (1991), в котором сыграл Ашметьева. Спектакль несколько лет шел на сцене Малого.
После успешной постановки В. Соломину впервые предложили самому сделать постановку – «Свадьбу Кречинского» по А.В. Сухово-Кобылину (1997). Он охотно принял это предложение. В результате получился музыкальный спектакль, и сейчас он с успехом идет на сцене филиала Малого театра. До этого, после возвращения в театр, он сыграл Астрова в спектакле «Дядя Ваня» (1994) в постановке С. Соловьева, очень интересного режиссера.
Помимо театра Виталий Соломин много работал в кино. Благодарное чувство испытывал он к режиссеру Игорю Масленникову, в фильмах которого сыграл ведущие роли. Его любимая – доктор Ватсон в сериале о Шерлоке Холмсе. В процессе съемок актер познакомился и на всю жизнь подружился с Василием Ливановым. Большой успех принес В. Соломину фильм «Зимняя вишня». Впоследствии этот же режиссер пригласил его сыграть в «Пиковой даме». Очень дорога ему была работа в фильме «Даурия», поскольку действие романа разворачивается в Забайкалье, родном для Виталия. С удовольствием снимался он в музыкальных фильмах «Сильва» и «Летучая мышь», так как с детства любил музыку, хотел петь, танцевать, был даже период записи песен на радио, но Виталий решил его не продолжать. Одна из последних работ Виталия Соломина – многосерийный фильм «Все красное». Все эти и многие другие фильмы принесли Виталию Мефодьевичу огромную популярность и любовь миллионов зрителей.
В 1995–1996 годах Виталий Соломин попробовал себя в качестве кинорежиссера, сняв полнометражный фильм «Охота». Съемки начались на киностудии «Ленфильм», а заканчивались уже на своей, специально созданной студии. Действие фильма происходит в конце XVIII века. Костюмы для нее – расшитые камзолы и платья – делались мастерами по специальной технологии. Картина демонстрировалась по телевидению.
В.М. Соломин – народный артист России (1991), лауреат премии правительства Москвы (1998). Он являлся членом Союза театральных деятелей и Союза кинематографистов России, академиком Национальной академии кинематографических искусств и наук России.
Виталий Мефодьевич Соломин неожиданно скончался 28 мая 2002 года.
Международный объединенный Биографический Центр