Когда мы вернулись в Эрец Исраэль, выяснилось, что мы здесь не одни – впрочем, мы с этого и начинали… И нам трудно было этот факт усвоить и переварить. Очень трудно… Хорошо было бы вернуться в Эрец Исраэль, найти здесь древних римлян, которые изгнали нас отсюда, взяться за оружие, победить их в честном бою и изгнать их с нашей земли навсегда. Это было бы простым сценарием. Но те, кто жил на этой земле, когда мы сюда вернулись, нас не изгоняли в те древние времена, они более тысячелетия проживали именно на тех землях, с которых нас изгнали римляне, а с течением времени – сильно привязались к этой земле, и у них тоже нет иного места, где бы они могли жить… Они – не сирийцы, не ливанцы, не египтяне, не саудовцы… Между прочим, они пытались жить в местах иных, но нигде их не приняли, отовсюду их изгоняли. Не удалось им стать ни ливанцами, ни сирийцами, ни египтянами или кувейтцами… Конечно, заселение арабами Эрец Исраэль стало весьма интенсивным с тех пор, как только началось интенсивное еврейское поселенчество. Это – исторический факт, и предки многих нынешних наших арабских соседей прибыли сюда из мест иных вместе с нашими дедами-прадедами, начавшими с 80-ых годов XIX-го столетия активную поселенческую деятельность. И дело теперь в том, что мы – израильтяне, выработали особую свою личностную идентификацию, нас ни с кем не спутаешь, мы – особые, у нас есть собственная индивидуальность, только нам присущая. Эти же процессы произошли и с нашими соседями-арабами. Они – как они себя сами называют – "палестинцы". И не помогут нам все наши попытки напомнить им, что и их отцы-деды здесь не родились, что они пришли из мест иных, как и бесполезны их усилия напомнить нам, что мы – "русские", "поляки", "марокканцы". Мы – израильтяне! И такими будем всегда! Но и они – "палестинцы", и этого уже не изменить. Они "палестинцы", потому что так сложилась их судьба. Они пытались быть иными, прибиться к другим, но их никто не принял. И оба народа стоят пред непреложным фактом: и мы здесь не одни, и они не пребывают в гордом одиночестве. И это обстоятельство трудно и для нас, и для них…
...
Какие же иные возможности есть у нас, израильтян? Одна из возможностей – продолжать войну, что мы и делаем практически. День и ночь мы продолжаем нашу войну в Газе, стараясь не причинять вреда – и совершенно справедливо! – мирному населению, что, увы, не всегда удается… Но боевиков из ХАМАСа и из "Исламского джихада" мы убиваем. И тоже по справедливости. Война продолжается. Руки у нас не опустились… Но тот, кто скажет, что у него есть решение, что одним махом он может разрубить этот узел, тот просто обманщик. Нельзя ничего решить одним ударом! Нет такого: "Бац! И все в порядке!" Это мы уже пытались сделать. А те, кто говорит, что арабы понимают только язык силы – абсолютно правы, но с той лишь оговоркой, что любой народ хорошо понимает язык силы. Даже мы…
...
Еще в 1967 году, после Шестидневной войны, я понял, что нет у нас иного выхода: нам надо расстаться с палестинцами, жить в своем государстве, а они пусть живут в своем. А теперь, оказывается, и те, кто принадлежал к движению "За неделимый Израиль", кто развивал поселенческую деятельность в Иудее и Самарии, кто отрицал всякую возможность переговоров с палестинцами, - теперь и они осознали, что нет иного пути, как разделить Эрец Исраэль на два государства, Израиль и Палестина.
...
Верно, если бы палестинцы приняли Резолюцию о разделе Палестины-Эрец Исраэль, принятую ООН 29 ноября 1947 года, то территория, отведенная палестинцам, была бы больше тех земель, что отводились Еврейскому государству. Но… арабы наотрез отказались принять эту резолюцию, начали войну, потом и еще войны, они проиграли, к счастью, эти войны, и сегодня им хорошо известно, что получат они значительно меньше того, что получили бы они в 1947 году, если бы приняли Резолюцию ООН о разделе…
...
Например, Леви Эшкол, премьер-министр Израиля в 1967 году, именно в тот год победой Израиля завершилась Шестидневная война. Всем известно, что Леви Эшкол обладал замечательным чувством юмора, его шутки, афоризмы, острое словцо были на устах у всего Израиля. Но когда Эшкол впервые побывал на территориях, захваченных Израилем в ходе Шестидневной войны, - ему было не до шуток. Окружавшим его политикам и офицерам армии он сказал: "Отдайте все это назад, пусть арабы берут это себе. А не будут брать – приплатите, но только отдайте. Нам это не нужно. Нам это принесет немало неприятностей". Увы, Эшкол вскоре заболел и умер (1969 год), а его мудрых слов никто не услышал… Новое руководство страны (премьер-министр Голда Меир) начало поселенческую деятельность. Я же полагаю, что поселенческая деятельность – самая большая наша ошибка за всю историю сионизма.
...