На днях МИД России выступил с комментарием уполномоченного по правам человека по поводу событий в Восточной провинции Саудовской Аравии и выразил особую озабоченность судьбой арестованного шиитского шейха Нимра аль-Нимра. Саудовская Аравия долго не раздумывала и опубликовала встречное заявление, в котором с гневом отвергла все инсинуации и выразила надежду, что комментарий не призван
"..отвлечь внимание от дикой резни, которую сирийский режим учинил против собственного народа, опираясь на поддержку известных заинтересованных сторон, подвергающих обструкции любое усилие покончить с кровопролитием в Сирии..."
При чем тут Сирия, когда речь идет о событиях в Восточной провинции Королевства, не совсем понятно. Понятно, что саудиты, вовсю попрекающие других в нарушении прав человеков, оказались не готовы к тому, что подобные обвинения вернутся и к ним. Отсюда и столь нервная реакция.
На самом деле шейх Нимр аль-Нимр, о котором печется российский МИД - фрукт еще тот.Ни много ни мало, он провозглашает - причем в открытую - лозунги об отделении Восточной провинции, объединении её с Бахрейном и создании шиитского государства на территории Аравийского полуострова. С учётом того, что большинство населения в Восточной провинции - это как раз шииты, а еще ко всему прочему в провинции сосредоточены крупнейшие нефтяные месторождения Королевства, реакция спецслужб на подобные высказывания вполне однозначна. Саудитов понять можно - если бы у нас кто-то выступал за отделение Тюмени и Ямало-Ненецкого АО от России, власти вряд ли отнеслись к этому благодушно и безразлично. А если бы население этих регионов активно подерживало подобные идеи - то тем более реакция любого нормального государства была бы вполне однозначной.
Кроме того, шейх Нимр - это такой саудовский Удальцов. Его неоднократно задерживали и арестовывали, но, опасаясь шиитских волнений, неизменно отпускали из узилища. В этот раз, видимо, его тоже продержат не слишком долго.
Так что никаких претензий на самом деле к саудитам нет. Когда речь идет о целостности государства, никакой толерантности проявлять не следует. И для России это понятно, как ни для кого другого. Но не воспользоваться благоприятной ситуацией, когда можно заставить понервничать зарвавшихся принцев и эмиров, тоже нелепо.
Королевство активно педалирует тему нарушения прав человека в Сирии - так почему бы не указать на нарушения этих прав в самой Саудовской Аравии. Именно поэтому саудиты немедленно почуяли, с чем связан демарш российского МИДа и приплели в своем ответе Сирию, хотя наш уполномоченный о ней ни словом не обмолвился.

