Часть 3
«Надо, чтобы обе стороны пришли в себя и вспомнили, что мы даже больше чем просто братские народы», – призвал Левченко. Он напомнил, что еще во времена Великой Отечественной войны людей эшелонами отправляли с запада на восток, с востока на запад, и произошло «сильное смешение» народов – русских, белорусов и украинцев. «Советский Союз – это такой котел, в котором все вместе плавились», – напомнил депутат. Он добавил, что сейчас сделал бы все для того, чтобы отношения между странами нормализовались.
Информационная война вместо традиционной
Парадокс ситуации в том, что обвинения в адрес Москвы в агрессии, оккупации и «гибридной войне» Киев сочетает с продолжением переговоров с Москвой, а президент «подвергшейся агрессии» Украины спокойно продолжает общаться со своим российским коллегой. Между двумя странами сохраняется транспортное сообщение и торговый оборот, хотя, разумеется, с меньшим размахом, чем ранее.
Как полагают эксперты, Киев до сих пор не объявил войну, и более того – даже не разорвал дипломатические отношения с Москвой, поскольку он и сам не верит в собственные заявления. «Обвинения обычно звучат из уст не первых лиц, уж во всяком случае, не являются официальными заявлениями, это элементы информационной войны, удивляться им не приходится», – пояснил газете ВЗГЛЯД директор киевского Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.
На Украине политики и сами прекрасно понимают, что эти обвинения неадекватны, напомнил Погребинский. «Например, что по Снежному стреляли якобы самолеты из России. Любому вменяемому человеку понятно, что при современных возможностях локации, тем более что сейчас за этим внимательно следят американские спутники, если бы эти заявления были правдой, у американцев уже были бы стопроцентные доказательства и они бы предоставили их Украине.
Однако ничего такого нет, – подчеркнул эксперт. – Следовательно, это не более чем информационная война, и серьезные люди прекрасно знают, что это неправда».
Решение о разрыве дипломатических отношений принимается, «когда ни в каких переговорах невозможно достичь никаких компромиссов. Пока украинская власть так не считает», добавил политолог.
Тот факт, что Украина даже и не думает объявляет войну России, для собеседника также является само собой разумеющимся: «А какой смысл объявлять войну, чтобы проиграть?! Ясно, что это невозможно», – воскликнул он.
У Порошенко остались «бизнес-интересы в России»
Поэтому конфликт остается голословным. «У украинского руководства нет внятного плана, как выходить из этой сложной ситуации. Оно не чувствует себя свободным для принятия решений из-за колоссального давления партии войны и давления Государственного департамента Соединенных Штатов.
Это ставит Порошенко и его команду в условия, когда они дальше чем на один шаг вперед ничего не могут продумать. Отсюда это абсолютное отсутствие стратегии и нереалистические задачи с надеждой, что разберемся чуть позже», – резюмировал Погребинский.
«Война против России для Украины смерти подобна», – сказал газете ВЗГЛЯД историк-славист, преподаватель РГГУ Вадим Трухачев. «Если даже Запад вступится за Украину, то в результате войны с Россией от Украины ничего не останется. Кроме того, антироссийская истерика в Киеве – это не более чем истерика, – считает эксперт.
– Одно дело – писать громкие послания в Фейсбуке, как это делает Арсен Аваков, и другое дело – всеобщая мобилизация, когда надо брать в руки оружие и идти убивать. Открытой войны в Киеве боятся. Войны против России не хочет и большинство граждан Украины при всей той антироссийской истерике, которая сейчас царит в украинских соцсетях».
Трухачев добавил, что не стоит забывать еще, что у Петра Порошенко остались и «бизнес-интересы в России»: «Порошенко слишком практичный человек, чтобы ценой разрыва с Россией просто так терять сверхприбыли. В этом плане Петр Порошенко не одинок. Деловые связи с Россией есть у Дмитрия Фирташа, Сергея Таруты и других. Они сохранились даже у Игоря Коломойского», – заключил собеседник.
«Стыдно проигрывать собственному народу»
«Разговоры о разрыве дипломатических отношений в Киеве периодически возникают, – сказал газете ВЗГЛЯД Кирилл Коктыш, доцент кафедры политической теории МГИМО. – Другое дело, что разрыв отношений с Москвой делу не поможет и только сузит арсенал пригодных к использованию политических инструментов».
Обвинения в адрес России, по словам Коктыша, в первую очередь, имеют сугубо внутриполитический функционал. «Киеву жизненно важно объяснить, что он воюет с Россией, а не с собственным населением. Если Киев будет постоянно обвинять Россию, ему будет легко оправдать скомканность и безуспешность своих боевых операций на Юго-Востоке. Проигрывать такому могущественному противнику, как Россия, вроде бы не стыдно. А когда ты проигрываешь собственному народу, то это катастрофа», – подчеркнул эксперт.