Украина оказалась на грани социального взрыва
Часть 1
«Мы ненавидим преступную власть. Народ Украины, просыпайся!», - призвали бастующие шахтеры
«Мы любим Украину и ненавидим преступную власть. Народ Украины, просыпайся! Настал час общенациональной акции гражданского неповиновения против власти, укравшей у нас страну!»
Таким призывом завершается открытое письмо членов независимого профсоюза горняков шахты «Красный партизан» (Луганская область), занявших 10 января кабинет директора предприятия, которое они адресовали концессионеру предприятия - компании ДТЭК, принадлежащей самому богатому украинскому олигарху Ринату Ахметову, и председателю Луганской облгосадминистрации В.Пристюку.
«У нас, - пишут шахтеры, - вопрос к ним: «А куда вы собираетесь девать десятки тысяч людей, которые могут оказаться без средств к существованию? Может, вы уже нам приготовили крематории, и осталось загнать нас в концлагеря?»
После того, как в декабре 2011 года угледобывающее предприятие «Свердловантрацит» было передано ДТЭК в концессию, говорится в письме, текст которого приводит ИА REGNUM, концессионер «вместо улучшения условий труда и модернизации угольных предприятий проводит политику сокращения объемов добычи угля через закрытие шахт «Центросоюз», «Свердлова», «Харьковская», с последующим уменьшением объемов добычи угля на ОП «Шахта «Красный партизан» и ОП «Шахта «Должанская капитальная». «Мы понимаем, что это происходит по причине отсутствия конкурентной способности угля марки «Антрацит» на международном и внутреннем рынках из-за его высокой себестоимости и низкого качества. Но с другой стороны, мы понимаем, что никто не отменял трудовое законодательство и права граждан, поэтому интересы граждан должны учитываться в первую очередь, вне зависимости от того, кому принадлежит предприятие - олигарху или государству», - говорится в заявлении. Шахтеры предупреждают, что в случае неудовлетворения предъявляемых ими требований забастовка может вылиться в «общенациональную акцию гражданского неповиновения против власти».
К этому надо добавить, что в тот же день, 10 января, в Харькове стартовала всеукраинская акция протеста независимых профсоюзов железнодорожников. На грани остановки производства и массовых увольнений находится и автомобильная отрасль страны, сообщает российское издание «Однако». Так, с 1 января простаивает конвейер Запорожского автозавода, в ближайшее время ему могут составить компанию и другие «флагманы» украинского автомобилестроения – корпорация «Богдан Моторс» и «АвтоКрАЗ». За 11 месяцев 2012 года, пишет издание, на Украине было произведено в 1,8 раза меньше автомобилей, чем в 2011-ом. Просто убийственным выдалось окончание 2012 года для «Богдана» - в декабре на предприятии было собрано всего 92 автомобиля, что на 91,89% меньше, чем в ноябре. А за целый год производство упало на 40,54%. Все автосборочные предприятия винят в ухудшении производственных показателей вторую волну мирового финансово-экономического кризиса, а также введение Россией утилизационного сбора на импортируемые автомобили. Но ведь Россия ввела такую меру в отношении не только украинского, но и всего импорта автомобилей и всего внутрироссийского автопроизводства. С какой стати для она должна была делать исключение для украинских автопроизводств?
Как бы сто ни было, в 2013 году на Украины может произойти социальный взрыв, считает украинский экономист Юрий Макогон. «Происходящие сейчас забастовки независимых профсоюзов железнодорожников и шахтеров Украины связаны с тяжелым социальным положением рабочих, поскольку рост тарифов и цен не соответствует росту зарплат», - заявил он в интервью ИА REGNUM.
«Давайте рассмотрим протестную ситуацию на Украине с экономической точки зрения, - поясняет эксперт. - Сколько раз за последние годы менялся размер зарплаты рабочего? Конечно, она менялась в сторону увеличения, но каким темпом? А рядом поставьте цены на продукты первой необходимости. Я не говорю о серьезных вещах (жилье, машины), не упоминаю о бензине, хотя это не предмет роскоши, но его подорожание вызвало цепочку удорожания всех товаров, которые перевозятся автомобильным транспортом. Мы говорим о реальной зарплате людей. Она выросла серьезно? Нет. Парадоксально, что перевозки железнодорожным транспортом выросли в цене, а зарплата рабочих не была пропорционально доведена к уровню различных тарифов. За последние 2-3 года у нас резко выросли цены на газ и коммунальные услуги, а бастующие рабочие: шахтеры и железнодорожники платят по новым тарифам, и не могут свести концы с концами. И это касается работающих людей. А что можно сказать о финансовом положении социально незащищенных категорий граждан: безработных, травмированных шахтерах, пенсионерах, инвалидах и прочих?»