Часть 2
Отметим, что в начале апреля издание Al-Arab, также выходящее в Лондоне, опубликовало статью ливанского журналиста, в которой он указывал на некие противоречия РФ и Ирана в Сирии.
В частности, Али Аль-Амин обращал внимание на случай в пригороде Алеппо, когда в результате атаки оппозиции иранские советники, иракские солдаты и военные из отрядов «Хезболлы» понесли большие потери и утратили территории, которые были под их контролем последние два месяца.
По мнению журналиста, это говорит о том, что, во-первых, в одиночку, без прикрытия России с воздуха, сирийский режим и Иран не способны не только обеспечить себе продвижение на поле боя, но и удержать завоеванное ранее.
Во-вторых, из-за того, что Россия никак не прокомментировала сирийско-иранскую неудачу, по мнению Али Аль-Амина, Москва дает понять, что сирийскому режиму и Ирану не следует принимать какие-либо решения по поводу будущего Сирии, не посоветовавшись с ней и США.
25 марта российский ресурс Defendingrussia.ru, опираясь на мнения востоковедов и сирийских журналистов, отмечал, что перемирие, установившееся в Сирии, скорее всего, будут саботировать не только террористические организации, вроде ИГ * и «ан-Нусры» **, но и представители сирийских спецслужб…
Мог ли Мустафа Бадр ад-Дин стать жертвой внутрисирийских разборок? Насколько сильны противоречия между Ираном и Россией в САР и действительно ли местные спецслужбы могут использовать российскую авиацию для решения своих задач?
Ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН Алексей Фененко полагает, что западные СМИ намеренно нагнетают обстановку и действуют в привычном им русле информационной войны.
— Их задача расколоть силы внутри Сирии, чтобы показать всеми миру, в том числе и союзникам Дамаска, что пора бы уже прекратить поддерживать режим Башара Асада, от которого вроде как страдают все. Запад постоянно действует, придерживаясь этой тактики.
Однако директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров считает, что публикации СМИ действительно отражают реальную действительность.
— Конечно, можно предположить, что крупная саудовская газета «Аш-Шарк аль-Аусат», основанная в 1978 году в Лондоне, намеренно делает вбросы, чтобы рассорить союзников, однако факты говорят о другом. До того, как Россия напрямую вмешалась сирийский конфликт, иранцы в Сирии были везде и повсюду, что даже вызвало недовольство среди сирийских офицеров, которые, по сути, были вытеснены на второй план.
Но после того, как Россия начала активно действовать в Сирии, стало ясно, что иранцы без нашей помощи не в состоянии организовать успешные боевые операции. Что неудивительно: все-таки их военная школа не может сравниться с нашей. Логично, что сейчас российские специалисты стараются, что называется, по вертикали отстроить сирийские силовые структуры, в том числе и армию, для гарантированного ведения боевых действий.
Этот факт не может не вызывать протест как среди иранцев, которые, конечно, хотели бы сохранять должный контроль над сирийскими силовиками, так и среди самих сирийцев, которые в какой-то степени пытаются сохранить какую-то долю самостоятельности. Такой процесс действительно происходит в Сирии, но стала ли гибель командира «Хезболлы» его результатом — сложно судить, не имея доступа к закрытым данным.
Как замечает военный эксперт Анатолий Несмиян (Эль-Мюрид), исходя из сообщений, можно действительно сделать вывод, что с самого начала сирийского конфликта в «Хезболле», несмотря на ее тесную связь с Ираном, существуют две фракции.
Одна требует защищать Сирию, поскольку в текущей ситуации ее защита — это и защита Ливана. Другая наоборот говорит, что нельзя распылять силы и лучше сосредоточить их только на охране сирийско-ливанской границы и самой территории страны.
— Скорее всего, эти фракции между собой до сих пор продолжают бороться, причем логично, что одна опирается на свои силы, а другая — на сирийцев. А сирийские силовые структуры сейчас раздроблены, поскольку ориентируется на двух внешних игроков — Россию и Иран. В этом смысле и «Хезболла» как бы оказалась между двух огней.
То, что нередко позиции «Хезболлы» и иранцев попадают под «дружественный огонь», — это уже не секрет. Понятно, что российская сторона про это ничего говорить не будет, но такие факты действительно есть, и их подтверждают корреспонденты, которые работают в Сирии.
Также есть факты, так сказать, неоказания помощи. Скажем, российская авиация во время битвы за Хан Туман, расположенный поблизости с трассой Дамаск — Алеппо, не оказывала поддержку иранцам, а действовала на других направлениях (есть даже данные, что наши военные ссылались на отсутствие топлива).