Война в Сирии: «Хезболла» выходит из боя.
Часть 1
Похоже, история с недавней загадочной гибелью под Дамаском начальника спецслужб «Хезболлы» Мустафы Бадр ад-Дина получила продолжение. 18 мая ливанское шиитское движение распространило сообщение о том, что меняет свою стратегию в Сирии.
«Хезболла» сохранит присутствие в крупных городах — в Дамаске и его окрестностях, Хомсе, Хаме и Дераа. Однако, «чтобы не утонуть в сирийском „болоте“, она выведет свои подразделения из Алеппо и не будет принимать участие в боестолкновениях в других областях страны, направленных на улучшение условий Женевских переговоров».
Иран с понимаем относится к позиции «Хезболлы» и принял решение заменить ее на некоторых участках своими подразделениями и иракцами. Хотя Тегеран, как подчёркивается в заявлении, не видит никакого смысла в соглашении о перемирии, которое так или иначе приведет снова к войне, ведь «Исламское государство» * по-прежнему остаётся ключевым игроком на земле Сирии.
— РФ считает важным сохранять достигнутые с США условия перемирия пока Барак Обама находится у власти, но это, например, негативно сказалось на ходе боевых действий на юге Алеппо, — так в сообщении критикуется позиция России.
— Сохраняя приверженность временному партнерству с США, российская авиация оставила без прикрытия подразделения «Хезболлы» и Ирана под Алеппо, в результате чего они понесли большие потери и утратили территории, которые были под их контролем последние несколько месяцев.
Сколько иранцев и ливанцев при этом попало в плен к боевикам — неизвестно, но, как пишут израильские СМИ, демонстрация исламистами пленников на фотографиях и в видеозаписях, выложенных в Сеть, вызвало резкую критику в Ливане. Отметим, что по разным оценкам с момента включения «Хезболлы» в сирийский конфликт погибло от 900 до 1800 бойцов движения.
Ранее «СП» уже писала о заметных противоречиях между союзниками в Сирии, которые нарастают на фоне перемирия в Сирии.
Ситуацию усугубляет тот факт, что сирийские силовики, по некоторым данным, в настоящий момент разделены на две фракции — ориентированных на Россию и на Иран, при этом местные разведслужбы не прочь решать свои внутренние проблемы руками иностранных союзников.
Есть мнения, что «Хезболла» также была втянута в этот внутренний конфликт, а упомянутый выше Бадр ад-Дин был одним их лидеров фракции.
По одним слухам он требовал сконцентрировать усилия боевых подразделений «Хезболлы» на защите ливанско-сирийской границы, по другим — Бадр ад-Дин, руководивший боевыми операциями движения по всему миру, нажил врагов в руководстве самой «Хезболлы» и в Иране, и его якобы могли ликвидировать «свои».
Впрочем, издание Middle East Eye, ссылаясь на свои источники, 18 мая сообщило, что недавнее требование Ирана к «Хезболле» переключить внимание на борьбу с Саудовской Аравией объяснятся тем, что именно поддерживаемые саудовцами «такфиры» уничтожили Бадр ад-Дина…
Отметим, что самым ярким примером участия подразделений «Хезболлы» в сирийском конфликте стали бои за город Эль-Кусейр летом 2013-го.
Известно, что в последнее время бойцы «Хезболлы» принимали участие в боестолкновениях, происходящих далеко от ливанской границы. Например, они участвовали в февральском прорыве блокады шиитского анклава — городов Нубель и Аз-Захра на севере провинции Алеппо, в мартовском штурме Пальмиры — совместно с сирийцами, иранцами, афганцами-хазарейцами и российскими военными.
Правда, иногда непонятно, чьи именно подразделения переброшены на тот или иной «горячий» участок сирийского фронта — непосредственно ливанской «Хезболлы» или ее иракского ответвления («Катаиб Хезболла»)…
Многие отечественные и зарубежные специалисты считают, что подразделения «Хезболлы» в Сирии по эффективности превосходят даже подразделения иранского спецназа — по сути, своих учителей.
И это несмотря на то, что, во-первых, городские бои стали неотъемлемой частью подготовки «Хезболлы» только после войны с Израилем в 2006 году.
Во-вторых, только в Сирии ее подразделения стали участвовать в маневренных наступательных операциях, поддерживаемых артиллерией и авиацией.
Как замечают аналитики из Вашингтонского Института ближневосточной политики, до этого «Хезболла» все же действовала от обороны.
Так, небольшие боевые группы с успехом устраивали засады для блокирования продвижения наступающего противника, прятались от израильских ракет в сложных сетях подземных укреплений.