И н, наконец, седьмой уровень - это системные усилия государства по опережающей модернизации инфраструктурных секторов, и созданию новой инфрастуктуры в «точках роста» новой экономики, которые без этой поддержки не выдержат внешней конкуренции уже на этапе венчурных проектов. Это требует сознательного подхода, прямого планирования нашего будущего, грядущего и желательного размещения производительных сил страны, определения приоритетных отраслей и подотраслей, большого внимания к прогнозному межотраслевому балансу, и превентивным мерам по расчистке «узких мест» в экономике - которые наверняка сложатся, и уже складываются, при стихийном развитии. Как такие диспропорции выглядит в реале – можно увидеть воочию, скажем, на Волго-Балте, где очередь из кораблей на проход каналом может достигать двух-трёх недель и более, во время которого суда с народнохозяйственными грузами десятками скапливаются по трассе канала – только потому, что никто не пошевелился своевременно начать строить новые шлюзы. А значит – по цепочке - могут ли наши судостроители ждать новых больших заказов, когда и старых судов иногда «слишком много» ? И таких примеров – множество, в самых разных отраслях. Этот просто наиболее нагляден, и виден не в статотчетах, а глазами. Правительство обязано уметь увидеть такие грядущие диспропорции раньше, чем они возникнут, а не спустя годы, и финансировать целевые программы их устранения не после, не тогда, когда все хором взвоют: не хватает вагонов, жд путей, дорог, мостов, портов, судов, трубопроводов, линий электропередач, подстанций, дизтоплива, тепловозов, самолётов, а пилотов вообще нет, их просто не выучили - (это я не все перечислил) – а загодя.
Типичный пример такого абсолютно необходимого вмешательства в экономику - это правильный топливный баланс, баланс производства и потребления электроэнергии, пропускные мощности всех наших товаропроводящих структур и объектов, необходимость ремонта инфраструктуры, потребности экономики в кадрах высокой квалификации, которые надо готовить загодя, все то, что выходит за рамки собственно корпоративного планирования, и требует более широкого, государственного взгляда и прогноза.Экономический смысл этих действий заключается в снижении совокупных издержек народного хозяйства, независимо от форм собственности, и создание условий для роста экономики.
Именно подобный исчерпывающий комплекс мер, на семи основных рубежах обороны экономики (а также на 77 дополнительных, о которых нет места рассказать) мы вправе ожидать и требовать от Правительства, взявшего на себя ответственность за управление страной в этот период.
После такого широкого взгляда на инструментарий, доступный любому вменяемому Правительству становится ясно, что наши ВТО-шные спорщики по существу спорят ни о чем: спорить надо о способности государства мобилизовать все наличные рычаги управления, о наличии во власти профессионалов, способных грамотно и одновременно вести и монетарную, и налоговую, и отраслевую, и таможенную политику, в интересах национальной экономики, а главное - о наличии в стране такого центра принятия экономических решений, который бы мог показать, что может одновременно и слаженно управлять таким сложным клубком проблем, как русская экономика на этапе смены экономической модели.
***
В целом, все вышесказанное можно подытожить простой формулой: Вступление в ВТО выгодно России сильной, и не выгодно России слабой. Поэтому у нас нет выбора – либо Правительство докажет, что оно на высоте ситуации, и может успешно управлять экономикой переходного периода, либо стране срочно нужно совсем другое Правительство – в духе кабинета Примакова - Маслюкова, образца 1998 года, который тогда вытянул экономику из куда более глубокой ямы, куда её затолкали под уговоры, что «рынок все расставит по своим местам». Сегодня точно не стоит ждать, что всё по местам нам расставит ВТО, которое неизбежно заведет нас в тупик, если мы не определим своё место в мировом разделении труда сознательно и сами. Инструменты – есть. Есть ли мастера ?
И ближайшие месяцы ясно покажут нам, кто есть кто на Сияющем Холме Власти. «Не все доживут до зимы», как говорили в Риме ..?