Я - ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ материалист. ...
Чтобы не затягивать обсуждение, приведу пример оценки т.н. "ленинского определения материи".
Материя (12.9 Кб)
Большая советская энциклопедия
Материя (лат. materia — вещество), «...философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (Ленин В. И.,...
1. Раз материя объективна (объективная реальность) то субъект не может оперировать ею непосредственно, а только субъективным ее представлением, соответственно и определять он должен не ее самую, а свое представление о ней.
2. Указание на "человечность" отражения материи совсем не исключает возможности отражения ее другими субъектами жизнедеятельности (кроме человека), что принципиально необходимо прояснить.
3. Говоря о "нас" (применительно к "нашим ощущениям") необходимо однозначно определить собственно "наше" строение и место (часть) в нем указанного (однозначно) материального и иного (не материального), благодаря которому и возможно указанное "отражение".
Определение сознания и соответствующие рассуждения.
сознание (0.9 Кб)
Краткий словарь по социологии
сознание — высшая форма отражения объективного мира, свойственная только человеку. С. возникает в ходе общественно-исторического развития на основе трудовой деятельности, является продуктом высокоорганизованной материи — головного мозга...
1. Насколько эту форму можно считать "высшей" (в бесконечном и постоянно изменяющемся сущем)?
2. Насколько правомочно наделение этой "высшей" формой исключительно "человека"?
3. Кого (с какого момента) достаточно однозначно можно считать "человеком"? Если "С. возникает в ходе общественно-исторического развития", то как предметно зафиксировать момент того, до какого такого (сознательного) "человека" еще нет (ни в одном экземпляре), а в следующий момент (уже) все "люди" стали "сознательными"? Или считать возможным одновременное наличие "сознательных" и "несознательных" людей в общей популяции (тогда как определить момент появления первого полноценно "сознательного" и классифицировать остальных)?
4. Кем предметно конкретно "высокоорганизуется" указанная материя - "мозг"? Кто начал ее так "высокоорганизовывать" до появления первых собственно "сознательных" существ - людей, и кто этим занимается сейчас? Желательно указать заинтересованность (мотивацию) этого "организатора" в таком процессе.
5. Надо ли считать "не трудовую" деятельность отдельных представителей человечества признаком отсутствия у них сознания (головного мозга), или следствием недоработки того, кто занимался (занимается) организацией соответствующей "материи" у них?
Относительно первичности материи.
1. Разве подразделение всего сущего на объективное ("материю") и "сознание" правомочно и конструктивно? Разве не правильнее (единственно возможное) подразделение всей совокупности доступных нам (именно) представлений на некие представления о первичном и вторичном, которое подразумевает естественное подразделение стоящего за ними объективного (недоступного нам прямо)? Какой конструктивности можно ожидать от разделения всего сущего на него самого и представления о нем, ведь оно не дает ни разделения (недоступного) объективного, ни разделения всех соответствующих представлений?
2. Разве правомочно разделение всего сущего по разным критериям (признакам)? Ведь "материя" представляется в виде неких "объектов", а сознание - в виде формы отражения (как свойство, характеристика)? Разве можно подразделять на "объекты" (одного) и характеристики (другого)?
3. О чьем (конкретно) сознании идет речь? Кто является носителем указанного сознания - действительным субъектом жизнедеятельности? Кто принимает решение на деятельность? Разве "мозг"? Разве мозг (наряду с другими частями тела) не является только инструментом для организации жизнедеятельности действительных ее субъектов? Как правильнее сказать расхожую фразу - "об этом я подумаю завтра" или "мозг довел до меня, что обработает эту информацию завтра"? Но что из себя представляет указанное "я" во втором случае? Как Вы себе представляете это самое "я"?
Мои представления.
Мир проявлений представлен действительными субъектами организации жизнедеятельности - самостями, "я", способность которых к произвольным (целесообразным) действиям (взаимодействию с окружением) и является сознанием, а под "материей" условно понимается представление "грубых" (физических) взаимодействий с другими субъектами жизнедеятельности.
Соответственно для указанного мира проявлений первичными будут указанные субъекты, а вторичными - их сознание и представления о взаимодействиях.
Хотел бы получить Ваш комментарий (и ответы) применительно к приведенным положениям (вопросам).