О «вертикали власти»
В принципе, бюрократическая система управления государством - «вертикаль власти» - и в России, и в Беларуси сформирована на схожих принципах: чиновники никак и ни в чём не подотчётны населению, целиком и полностью зависят от воли суверена, выдвижение того или иного кандидата происходит во многом благодаря его «встроенности» в ту или иную группировку, при том, что его деловые качества и личные способности являются делом едва ли не третьестепенным. Но, как и везде, «дьявол кроется в мелочах»…
Современная российская политическая система - это в чистом виде феодализм, причём феодализм, если можно так выразиться, «природной ренты». Он построен на примате главенства сложной системы обязанностей вассалов перед своими суверенами над чисто формальными «должностными обязанностями» - при этом каждый вассал получает от своего суверена ту долю природной ренты (не напрямую, но путем пресловутых «откатов и распилов» - каковые, между нами говоря, являются не коррупцией, но классической феодальной системой «кормлений»), на которую может рассчитывать, исходя из своего служебного положения. Любой российский чиновник знает пределы своего права на получение доли от бюджетного «пирога», и знает, что, в случае превышения этих прав - он будет наказан жёстко и быстро. Но в случае корректного «распила» оным чиновником государственных средств, производимого по всем негласным правилам внутричиновничьего общежития - он вполне может рассчитывать не только на сохранение за собой «хлебного места» на протяжении сколь угодно долгого времени, но и на определенный карьерный рост - естественно, если клан, к которому он принадлежит, достаточно силён. Система власти в России именно поэтому весьма устойчива - ВСЕ её члены в ней кровно заинтересованы; то, что эта бюрократия практически бесполезна для населения (а зачастую - и опасна: гибель «Булгарии» произошла именно из-за того, что ответственные за технический надзор чиновники грубо наплевали на свои служебные обязанности) и является тормозом на пути развития страны - для Кремля никакого значения не имеет. Пока чиновничество сверхлояльно своим суверенам и постоянно готово поддержать ЛЮБЫЕ действия верховных властей - эта система будет жить, вне зависимости от уровня ненависти, испытываемой к ней народом.
Белорусский чиновный класс даже близко не имеет таких возможностей для личного обогащения, каким располагают их российские коллеги. Более того, время от времени те или иные белорусские чиновники, излишне разбогатевшие и сдуру посмевшие это показать, оказываются на скамьях подсудимых и получают недюжинные сроки (причём сажают в Беларуси чиновников ЛЮБОГО ранга - например, в прошлом году посадили заместителя прокурора города Минска¸ а ещё раньше - заместителя председателя Таможенного комитета). Система власти в Беларуси - «вертикаль» - также, как и в России, работает «за кнут и пряник» - просто, в силу и национального менталитета, и нравов и обычаев среди государственных управленцев, и существующей (пока ещё существующей) патриархальной морали и нравственности, «кнут» здесь помягче, а «пряник» - пожёстче. В результате этого белорусские чиновники вынуждены три четверти своего времени действительно заниматься своими прямыми служебными обязанностями, работать с населением, решать проблемы государственного характера - и лишь от силы четверть своих усилий тратить на личные цели. Поэтому государственный аппарат в Беларуси намного более эффективен и значительно более «человечен», чем на пространстве за Оршей. Но это - отнюдь не потому, что белорусские чиновники суть матери Терезы в душе и благородные Робин Гуды по характеру, а сугубо благодаря тому, что Беларусь - государство небогатое, природной ренты у неё практически нет, а во главе республики стоит человек, жестко и безжалостно взнуздывающий время от времени своё чиновное племя. Как побочный результат подобных взаимоотношений чиновников и верховной власти - среди служивого сословия весьма сильны фрондёрские настроения, а у высших должностных лиц Беларуси существуют определенные настроения антилукашенковского характера - кому ж из белорусских «больших боссов» не хочется пожить так, как живут их коллеги в Москве? Желание после ухода Лукашенко быстренько все раздербанить, украсть и зажить, наконец-то, «как люди» - в среде высших чиновников Беларуси, увы, присутствует весьма зримо - к счастью, пока сугубо в теоретическом аспекте…