Хазин об увольнении Суркова

Ну, я бы и рад промолчать, но это, как понятно, совершенно невозможно. дело даже не в том, что уволен вице-премьер и руководитель аппарата правительства, дело в том, что Сурков лично человек умный и если бы хотел - скорее всего, мог бы и отвертеться от неприятностей. А значит - у его отставки есть какой-то серьезный подтекст. Кроме того, на последнем совещании у Путина (после которого он, по сведениям СМИ, и написал прошение), он сказал крайне любопытные слова. Собственно, с них мы и начнем.
На претензии Путина Сурков (который, в том числе, отвечает в правительстве за документооборот) с некоторым удивлением ответил, что на все поручения Президента правительство отвечает в срок и вовремя. Да, конечно, содержание этих ответов Путина может и не удовлетворять, но сами-то ответы имеют место и все происходит вовремя ... Я думаю, что на людей, которые имеют опыт руководства даже самым маленьким коллективом, такой ответ производит странное впечатление.
А теперь я дам ссылку на старый-старый текст, подготовленный еще Экономическим управлением Президента РФ. Точнее, не совсем готовый текст, а один из последних «драфтов», перед направлением его Президенту России Б.Н.Ельцину. Текст этот не дорабатывался по понятной причине - 23 марта 1998 года правительство было отправлено в отставку, смысла работать с этим текстом дальше просто не было. Прочитать его можно здесь:
http://worldcrisis.ru/crisis/87506 , я же здесь приведу только вывод:
«Выводы. Если исходить из материалов Отчета, то следует сделать вывод, что Правительство не сделало практически ничего для реализации плана "12 дел".
За исключением пункта VII, посвященного повышению качества управления, нет ни одного пункта, в котором бы говорилось о конкретных результатах деятельности Правительства. Нигде не приведены результаты работы в цифрах (уменьшение задолженности, конкретные социальные выплаты, построенные метры жилья и т.д.). Вообще, создается впечатление, что Правительство направило Президенту копию отчета Аппарата Правительства, критерием работы которого действительно может считаться количество рассмотренных документов (вне зависимости от качества, за которое отвечают министерства и результатов их реализации).
По мнению Экономического управления данный документ вообще не может считаться отчетом Правительства Президенту Российской Федерации, поскольку подавляющая часть содержащейся в нем информации не относится к компетенции Президента, а представляет собой внутреннюю "кухню" Правительства. Кроме того, представляется некорректным ссылаться на неоконченную работу (в частности, на документы в процессе согласования). Также не ясно, зачем в отчете Правительства Президенту говорить о планах на будущее (предлагается потратить, реализовать и т.д.) и о созданных комиссиях, рабочий группах, консультативных советах и т.д., когда необходимо говорить о результатх их деятельности.
По мнению Экономического управления, данный документ не может быть представлен Президенту и его необходимо возвратить в Правительство с требованием в кратчайший срок подготовить совершенно новый документ.»
А теперь объяснение ситуации. Тогда, весной 1998 года, была последняя схватка между правительством и Президентом по вопросу о том, может ли Президент по сути вмешиваться в деятельность правительства. Понятно, что правительство всегда с такой практикой боролось, однако поскольку общую политику в стране определяет, все-таки, президент, она, в общем, необходима. Не говоря уже о том, что если контроля не будет, то правительство очень быстро превратится в шайку лоббистов конкретных олигархов.
Так вот, тогда, весной 1998 года, была сделана последняя попытка вменить правительству что-то «разумное, доброе, вечное». Правительство в очередной раз отказалось что-то реально делать - и было вынуждено уйти в отставку. Но в силу ряда причин, говорить о которых публично мне не очень хочется, эта попытка оказалась неудачной, после чего Ельцин (а за ним и Путин) уже таких попыток не делали, администрация президента просто стала одним из лоббистов, как интересов олигархов, так и своих собственных. Практика согласования правительственных решений с президентом была прекращена, Экономическое управление фактически разогнано ... В общем, именно тогда, в 1998 году, и сформировалась та практика, с которой мы сегодня имеем дело. Отмечу, кстати, что еще до того, как Путин мог на нее сколько-нибудь существенно повлиять.