Продолжение.
Примечательно, что Джон Локк, сформулировавший принцип трех властей, разделял их по другому – законодательная, исполнительная, федеративная, исполняющая внешнюю политику государства. Судебная власть стала рассматриваться как некий объективный арбитр для споров между органами исполнительной и законодательной властью или между политическими группировками – партиями последовательно только в истории Соединенных Штатов Америки. Именно в США в 1803 год Верховный суд впервые выступил в качестве конституционного суда, трактующего соответствие законодательных актов конституции. Судебная власть стала неким балластом стабильности представительной демократии, но одновременно еще в эпоху средневековья она стала элитарной. Судебные органы стали местом формирования специальной, судебной элиты, отдельной от народа. Как видим, отделение судебной власти от общины граждан, превращение ее в особую властную элиту было закономерным и шло параллельно формированию законодательных и исполнительных элит в современной представительной демократии.
Если мы обратимся к российскому опыту, то самым ярким примером города – республики принято считать Новгород в 1136 - 1478гг. Высшим органом новгородской власти было вече. Оно обладало и законодательной властью, избирало посадника, тысяцкого, владыку, призывало и изгоняло князей, устанавливало налоги, осуществляло верховный суд в отношении представителей властей. В то же время можно заметить, как и в европейских городах – республиках того времени сильное влияние знати, приведшее к концу республики к сосредоточению основных ее полномочий в руках Совета господ, позднее архиепископа. Новгородская Республика деградировала к аристократической форме. Во многом этому способствовали земельные приобретения Новгорода, которые привели к появлению влиятельного класса землевладельцев, оказавшегося способным навязать свою волю горожанам.
Однако, в 1988 году вышла книга Фроянова И.Я., Дворниченко А.Я. «Города – государства Древней Руси / Ленинградский государственный университет имени А. А. Жданова. (Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988). В ней авторы обратили внимание на то, что вече было широко распространено на территории Древней Руси, часто изгоняло или призывало князей. На мой взгляд, вече было главным органом власти в период союза племен, еще до возникновения Киевской Руси. Возникшее государство по мере присоединения племен подавляло, упраздняло вече, которое смогло обрести новую городскую форму только в Новгороде и Пскове. Но на низшем уровне вече трансформировалось в «мир» - сельскую общину. Мир распределял земли и подати, избирал рекрутов, осуществлял суд. В эпоху Екатерины 2, когда крепостные были приравнены к недвижимому имуществу, «мир» у крепостных крестьян утратил свое значение, но после отмены крепостного права царское правительство официально признало права сельской общины. Сельская община «мир» была низшей формой самоуправления крестьян с расплывчатыми функциями, часто не признаваемой. Только в последний период своего существования – от отмены крепостного права до Октябрьского переворота 1917 года, она обрела четкую форму и широкие полномочия, к которым относились:
Выборы сельского старосты, выборы десятских и сотских (местные чины гестапо, содержавшиеся за счет крестьян), передел земель, выделение земель в частную собственность, определение правил пользования общими землями, продажа и покупка обществом земли и т. д., распределение между крестьянами земских и государственных сборов, установление сборов в пользу самих сельских обществ, изгнание из «мира» отдельных членов, что требовало утверждения губернским присутствием; увольнение из общества и прием новых членов, управление общественными продовольственными капиталами.
Желающих воплотить идеи прямой демократии ждем в группе Партии Гражданского самоуправления на Демократия2 .
http://democratia2.ru/group/42c7cd74-8aae-4620-bcca-111d25ba4a4d