Либераналы снова доказали: Гитлер для них меньшее зло, чем Сталин и СССР

Левада-центр опубликовал данные интересного опроса об отношении российского общества к причинам и виновникам начала Второй Мировой войны. И с явным сожалением констатировал, что большая часть граждан нашей страны все еще считает ее виновниками Гитлера и западные страны. Левадовцы явно сожалеют, что страна никак не согласится с импонирующим известным политическим силам, к которым тяготеют сотрудники центра, мнением, что во всем, как и всегда, виноваты СССР и Россия.
Формально анонс, который предпослал публикации Левада-центр, мог бы казаться нейтральным: «52% россиян не хотят ворошить прошлое и вспоминать о причинах Великой Отечественной; для 45% единственным виновником Второй Мировой является Гитлер». Может показаться, что в этой фразе дана простая констатация и ее авторы не предлагают оценки: хорошо это или плохо.
Но, во-первых, сама фраза выстроена так, что при внешней нейтральности закладывается не слишком замаскированный смысл, придаваемый ее общей конструкцией, неявно имеющей характер увязывания двух предложений в отношения причинно-следственной связи: «общество не хочет вспоминать о «подлинных причинах» войны и поэтому все еще считает единственным виновником ее развязывания одного Гитлера. Что, как тонко намекается во фразе, разумеется, неверно.
Опять-таки формально даже и эту фразу можно было бы представить вполне политически выдержанной, сказав, что, с одной стороны, общество неправо в такой своей оценке потому, что на самом деле, кроме Гитлера, в ней виноваты и западные страны, поощрявшие и выращивавшие его. Такой ответ, кстати, дают 10% опрошенных, то есть в сумме с 45% винящими Гитлера большая часть общества считает причиной войны политику враждебных СССР сил. На советскую сторону, так или иначе, по данным опроса вину возлагает 29% опрошенных: 18% считают, что к ней привели «ошибки и просчеты Сталина», и 11% – «сговор Сталина и Гитлера» (Пакт о ненападении).
С другой стороны, можно отметить, что именно нежелание вспоминать о причинах войны ведет к тому, что Гитлера считают ее виновником только 45%, хотя должно было бы быть много больше.
Однако формулировки всех трех вопросов и предлагаемых вариантов ответа несут в себе свое формирующее содержание и проявляют направленность пристрастий их авторов.
Первый вопрос звучит так: «Какая из точек зрени по поводу празднования событий Великой Отечественной войны вам ближе?» На него предлагается три варианта ответа: а) «парады и праздники нужны для того, чтобы наш народ всегда помнил о Победе над Германией, чтобы он гордился нашей страной, чтобы молодежь росла патриотами России»; б) «по-настоящему за громкими речами представителей власти в большие праздники стоят равнодушие к ветеранам и памяти тех, кто погиб в те годы и стремление к тому, чтобы люди никогда не спрашивали о том, кто ответственен за наши жертвы в той войне».
С первым утверждением согласились 72%, со вторым – 24%. То есть, провокация явно не удалась. Но в чем же была эта провокация? Всем понятно, что нынешняя российская власть достаточно далека от власти СССР, что поддержка памяти о Победе во многом нужна ей в иных целях, нежели она нужна была бы истинным наследникам этой Победы. Но наличие этих интересов (кстати, вполне классовых) абсолютно не противоречит и тому, что празднование Победы действительно нужно для того, чтобы народ «гордился нашей страной, чтобы молодежь росла патриотами России». Объективно, эти, очень разные, интересы в данном вопросе совпадают. Но левадовцы сознательно стараются их разорвать и противопоставить, с одной стороны, уменьшая число тех, кто относится ко Дню Победы как к святой дате, с другой – самим вбрасыванием провокационных формулировок пытаясь разорвать общественное сознание и противопоставить одни группы интересов другим.