То, что обществу даёт жизнь идеология, то же самое, что человеку даёт жизнь дух. Если кто-то говорит, что идеология – это ненужное и вредное явление для общества, тот просто впаривает, чтоб освободилось место для другой идеологии, которая в интересах того говорящего. Свято место пусто не бывает. Общество без идеологии - почти тоже самое, что безвластие, хаос и беззаконие.
Содержательное наполнение идеологии выражает нравственность той, или иной общности. Без идеологии, предоставляющей форму выражения нравственности, общество не едино и беззащитно, саморазрушается и легко уничтожается врагом. Всякий закон общества и социальное устройство стоят на фундаменте идеологии. Нет идеологии – нет логики для непротиворечивого законотворчества и устойчивого развития.
Нравственность, наполняющая содержание идеологии, формирует и национальную идею. В ШША - это личное богатство и успех. В России, на мой взгляд, такая идея – СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Богатство и успех актуальны только при условии, что соблюдается справедливость межчеловеческих отношений. На мой взгляд, это более высокая социально-ориентированная идея, чем американская.
Берясь за понятие справедливость, многие сразу же понимают относительность этого понятия, зависящую от интересов каждого субъекта, что делает это понятие абстрактным и неприменимым к жизни. Однако, если оно всё же возникло, то в нём есть и объективное содержание. Для этого достаточно проследить момент возникновения этого понятия, из чего оно вытекло и на чём основывалось.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ – это значит, С ПРАВДОЙ.
ПРАВДА – это значит, ПРАВО, ПРАВАЯ СТОРОНА.
ПРАВАЯ СТОРОНА – имело содержание ПО ПРАВУЮ СТОРОНУ от Бога.
То есть, кто оказывается по правую сторону от Бога, тот был справедлив в жизни. А по правую сторону от Бога оказываются те, кто наполняет содержание своей нравственности из заповедей, оставленных Богот специально для социальной жизни людей. Таким образом, слово СПРАВЕДЛИВОСТЬ возникло и имеет не абстрактный, а конкретный смысл только в системе духовной нравственности, для нас исторически – в форме христианства с его учением межчеловеческих отношений. Вне этой системы у понятия СПРАВЕДЛИВОСТЬ нет аксиоматической единой опоры, и оно абстрактно, неприменимо к жизни. Без этого нужен другой социальный договор между людьми о нравственности. Собственно, попытки такого договора и есть войны, борьба, вражда, так как каждый желает социализации системы нравственности, отвечающей личным интересам интересам, которые у всех разные.
Без договора об общей системе нравственности, идеологии, общество не социализируется, остаётся толпой. А путь к договору очень кровав получается. Но в то же время уже есть оформленная система нравственности для социальной жизни – христианская (исторически для нас). Чем больше людей сознательно и добровольно объединяется в духовный социум на этой основе, тем этот социум живучей и непоколебимей. Тут тоже есть сатанинская опасность – извращение этой нравственной основы. Потому важно каждому самостоятельно понимать из первоисточника эту систему нравственности (как бы сразу от Бога и Его векового слова), а не доверять интерпретациям других субъектов, и только потом сознательно и добровольно присоединяться к единой духовной опоре социума, к нравственной системе, к идеологии, к национальной идее, к справедливости. Это был бы дом, построенный на камне, а не песке, никакие вражеские ветры не сдуют и не разрушат.
В христианском учении даны принципы справедливой социальной жизни, и формы этих принципов намеревается осуществить коммунистическая идеология. Однако, содержательная неполноценность в наполнении этих форм (при атеизме) вырывает из здания краеугольный камень, и оно неустойчиво в непогоду. Чуть какая трудность или воздействие – начинает рушиться. Не хватает прочной опоры для устойчивости.