Палестинские беженцы
Израильский историк по образованию и преподаватель в одном из крупнейших ВУЗов Израиля, заявил, что такого народа как палестинцы не существует в природе, и, соответственно, говорить о том, что кто-то изгонял их из Хайфы не совсем правильно. Он уточнил, что они «сами покинули город», без всякого нажима и уж точно без всякого насилия. Потом поправился — «почти без насилия».
Улицы мертвого городского квартала размером километра два на километр, пустые глазницы окон, замурованные дверные проёмы, проросшие прямо в квартирах кусты — что за бедствие пронеслось через эти места? А дело было так. С началом войны за Израиля в 1948 году, военные действия затягивались, приобретая все более ожесточенный характер. В городах Израиля действовал комендантский час, многих обуяла паника и непонимание происходящего. Палестинцы-жители Израиля, в силу понятных причин верили и не сомневались в победе собратьев. А уж причин не любить евреев у палестинцев было масса, ибо последние с точки зрения палестинцев ничем не отличались от любых других оккупантов и колонистов. Коих те насмотрелись уже немало: турки, британцы, французы в Сирии и Ливане.
Бесспорно, что ни о какой лояльности «израильских палестинцев» по отношению к евреям не могло идти и речи. Не сложно представить, почему израильские власти имели прямую заинтересованность в изгнании палестинцев за пределы государства Израиль. В течении лишь нескольких месяцев 1948-го года, Хайфу покинуло 90% ее арабских жителей. Цифры называются разные, от 70 до 100 тысяч беженцев из одной только Хайфы. И более миллиона со всего Израиля.
Они бежали по трем основным направлениям: в южный Ливан, в Иорданию, и в Сирию. «На базе» бежавших в Сирию-Ливан палестинцах возникла ООП (Организация Освобождения Палестины)во главе с Ахмедом Шукейри, и его далее — преемником, Ясиром Арафатом, а также ряд менее значимых палестинских военизированных группировок, как, например, НФОП во главе с Жоржем Хабашем.
Беженцы были. Это факт. Они бежали бросая в панике все, ибо знали, что их может постигнуть печальная участь. Тем сильнее стали их опасения, когда стало ясно, что Израиль выигрывает войну, в которой палестинские жители израильских городов занимали откровенно про-арабскую позицию. Изгнание палестинцев было необходимо Израилю в том числе и исходя из стратегических и демографических предпосылок — наличие под боком пятой колонны, составляющей почти половину населения страны — это конец всему. Тем более, когда в полусотне километров стоят регулярные армии арабских государств. Иными словами, как говорят юристы — мотив очевиден.
Сразу же после окончания войны за независимость, Израиль спешно принял целый ряд законов, лишающих палестинцев права вернуться, либо хотя бы воспользоваться оставленной собственностью. В 1954 году был принят закон, который некоторые считают грабительским и расистским — «Закон о запрете проникновений» (Хок маният истаненут). Речь идет о запрете палестинцев на возвращение, а любая попытка будете караться тюремным заключением до 5 лет. Иными словами, если некто все же сумел пробраться через горы и леса назад в Хайфу и вернулся в свой собственный дом, то его имели право не только вышвырнуть вон, но и судили и отправляли за решетку. Впрочем, с учетом того, что границы Израиля так и остались линиями огня, то большинство желающих «просто вернуться» гибли под пулями еще при попытке пересечь новую границу. Палестинцы лишились всего, и бежали ни с чем, и по сей день в массе своей ютятся по лагерям беженцев в сопредельных государствах.
