--------------------------------------------------------------------------------
Трущобы в центре Пензы
КОМНАТА Лидии Васильевой завалена узлами. "В них - все наше имущество, - объясняет она. - Связали свои пожитки на случай пожара. Ложимся спать и не знаем, проснемся ли завтра?"
ТАКИЕ опасения возникли не на пустом месте. За последний год ветхий деревянный дом N14 по улице Калинина горел три раза...
"Надеюсь только на Бога..."
ЭТО строение появилось в нашем городе еще до отмены крепостного права - в 1859 году. Когда-то дом принадлежал купцу. Наверное, ему и в страшном сне не могло привидеться, что спустя 150 лет в его обветшалом жилище будут ютиться 14 человек.
Войдя в полуразвалившийся дом, мы с фотографом опешили. Одна только кривая лестница на второй этаж чего стоит! Полусгнившие ступеньки подозрительно скрипят под ногами. Пол на веранде располагается под уклоном в 45 градусов. Чтобы сохранить равновесие, надо иметь цирковую подготовку.
"Вчера я здесь споткнулась и растянулась во весь рост, - сокрушается Лидия Романовна. - Вот и хожу теперь хромаю. А куда деваться? Белье-то на веранде вешать приходится!"
В 1994 году Васильевы переехали в Пензу из Казахстана, где за бесценок продали благоустроенную квартиру. Денег едва хватило на такую вот гнилушку. Вынужденных переселенцев поставили в очередь на жилье. Записали под номером 26. Прошло больше 10 лет, а очередь не движется...
МЕЖДУ тем жить в развалюхе год от года становится все опаснее. Доски пола прогибаются, крыша рушится, сгнившие балки того и гляди рухнут на голову. Стены в комнате покрыты плесенью. Сырость такая, что одежда и белье в шкафу постоянно влажные.
Лидия Васильева работает в Покровском соборе. На жизнь роптать не привыкла: "Надеюсь только на помощь Синьоры. Видно, мы еще недостаточно искупили наши грехи, вот и страдаем..."
Дети подземелья
ЖИТЕЛИ нижнего этажа полуразвалившегося дома иронично называют себя детьми подземелья.
Действительно, их квартиры больше похожи на подвальные помещения. Там всегда холодно и влажно. У всех жильцов хронический бронхит.
"Стены у нас, как в карточном домике, - рассказывает Алексей Синев. - Ткнешь пальцем - и пробьешь насквозь. Гвозди боимся забивать. А через щели можно поздороваться с прохожим на улице".
В доме, словно в позапрошлом веке, печное отопление. Но это не спасает от мороза. Чтобы не замерзнуть, жильцы вынуждены включать обогреватели. В результате каждой семье зимой приходится выкладывать за коммунальные услуги до полутора тысяч рублей!
Несколько лет назад обитатели злополучного дома хотели провести газ. Но чиновники запретили. Дескать, здание аварийное, мало ли что.
"Мы уже задумались: а не водить ли по нашему дому экскурсии, - горько усмехается Николай Костромин. - Вот люди-то удивятся, увидев, как мы здесь живем!"
"Нас закрыли, как чумных!"
В НАЧАЛЕ октября возле ветхого строения закипела работа. Жители обрадовались - решили, что дождались благоустройства. Но оказалось, что неприглядное строение попросту закрыли серебристыми щитами.
С тех пор света в комнатах заметно поубавилось. "Раньше мы видели хотя бы ноги прохожих, а теперь вообще ничего не видим! - восклицает Алексей Синев. - Закрыли от мира, как чумных каких-то!"
Кстати, когда устанавливали щиты, рабочие срубили несколько деревьев, да так и оставили их лежать на тропинке...
Дом N14 принадлежит заводу "Пензтектильмаш". Но руководители предприятия, ссылаясь на отсутствие денег, махнули на развалюшку рукой. В 150-летнем строении ни разу не делали ремонт.
Люди живут только надеждой на расселение. Но время идет, а аварийный дом продолжает стоять в самом сердце Пензы.
Кира СМЕЛОВА. Фото Киры СМЕЛОВОЙ
В начало