За этой завистливой похвалой у Кругмана последовал целый набор банальностей, которые нет смысла пересказывать, но стоит выделить лишь две ключевые фразы – «реконструировать всю нашу денежную систему - скажем, устранить бумажные деньги и платить отрицательные процентные ставки по депозитам» и «в МВФ Ларри произнес не просто интересную речь. Он предложил радикальный манифеста. И я очень боюсь, что он может быть прав».
Т.е. нобелевский лауреат по экономике Кругман не зря получил свою премию – его озвучка предполагает и «глобальный кидок» всех иностранных держателей долларов.
Что касается выступления Ларри Саммерса, то, увы, ничего принципиально нового в нём не было. Побольшому счету, он лишь констатировал, что за последние 50 лет Федеральная резервная система последовательно снижала краткосрочные процентные ставки для стимулирования экономического роста. Закономерно дойдя до нулевой нижней границы, которая ограничила ФРС в её монетарной возможности по «стимуляции экономики».
Чтобы компенсировать лимит нулевой нижней границы, ФРС использовала эмиссионный механизм «количественных смягчений» (QE), дабы попытаться добиться «увеличения инвестиций». Но мы-то прекрасно понимаем, деньги давно перестали быть «дефицитным товаром», более того, в мире наблюдается явный их «кризис перепроизводства» - деньги, по сути, просто «некуда инвестировать». В результате все триллионы долларов от QE ушли на более «доходные» спекулятивные операции по получения «денег из денег», а не в реальную экономику.
Саммерс озвучил, что реальная процентная ставка и сегодня ниже нуля, поскольку учетная ставка ниже инфляции, которая съедает стоимость денег. В результате получается, что при количественном возрастании общей денежной массы, их реальная стоимость уменьшается. При этом ФРС потеряла власть - способность к манипулированию экономикой и уже ничего не может сделать (отметим, что болезнь настолько запущена, что и чисто кейнсианские рецепты – в виде налогового регулирования и увеличения государственных расходов, - так же уже не спасут экономику США).
В результате, Саммерс сделал закономерный вывод – что в течение ближайших двух лет процентная ставка должна отрицательной: «Представьте себе ситуацию, где природные и равновесные процентные ставки упали значительно ниже нуля».
Таким образом, не увеличивая налоговую нагрузку можно побудить людей более активно тратить деньги, что вновь подтолкнет экономику. Останется устранить только одно препятствие на этом пути - устранить наличных и перейти на электронные деньги, где вопрос снятия демерредже решается элементарно (в отличие от марочных сертификатов, как это было в 1930-е годы в Германии, Австрии и др.).
Мямлин Кирилл "=?