1787 г.: в докладе японской торговой миссии в России главе правительства Японии С. Мацудайра отмечается, что Итуруп и другие около Хоккайдо – чужая территория, а айны Хоккайдо хотят быть автономными от Японии.
1805 г.: по поручению Александра I, полковник Резанов подписал с правительством Японии протокол, согласно которому «на север от Матмая (русская интерпретация айнского названия Хоккайдо) все земли и воды принадлежат Императору Российскому».
И, наконец, в 1909 году, уже после окончания русско-японской войны, в Иокогаме была опубликована книга «История айнов и Северной Японии». В ней, в частности, отмечено, что все острова севернее и северо-восточнее Хоккайдо были открыты и освоены русскими. А «название этих островов – “Курильские” – дали русские за постоянно дымящиеся там вулканы и источники горячих вод». Захватив тогда Курильские острова, японцы рассматривали их как «островную колонию», а вовсе не как историческую часть своей национальной территории.
Таким образом, идея возвращения «Северных территорий» как исконно японских земель представляет собой лишь добротно изготовленный продукт политического мифотворчества, лишенный всяких исторических оснований.
Портал "Советская Россия" - 18-11-2004:
Трудно предположить, что Лавров не знает всех обстоятельств появления советско-японской Декларации 1956 года. А значит, министр просто “навешивает лапшу на уши” гражданам России, когда утверждает, будто СССР обещал отдать острова, да вот не сдержал слова, а Россия как правопреемница готова-де эту миссию выполнить. Поэтому приходится вернуться к событиям почти 50-летней давности.
Подписанию той Декларации предшествовали интенсивные переговоры в Москве на высшем уровне. Советскую делегацию возглавлял Председатель Совета Министров СССР Н. Булганин, японскую — премьер-министр И. Хатояма.
Однако от нашей страны диалог вел Первый секретарь ЦК КПСС Н.Хрущев (в протоколе он значился как член Президиума Верховного Совета СССР). Его партнером из-за неожиданной болезни премьера Хатоямы был министр земледелия и лесоводства Ицири Коно.
Первый раунд состоялся 16 октября. После дипломатических любезностей напористый японец сразу перешел в атаку и потребовал отдать Японии два острова — Сикотан (в современной транскрипции — Шикотан) и Хабомаи (на самом деле это архипелаг из 20 островов, имеющий русское название Малая Курильская гряда. — О.Т.).
— Почему, — осаживал его Хрущев, — Соединенные Штаты держат в руках японские территории, строят там военные базы, направленные против нас, а от нас требуют, чтобы отдали Японии принадлежащие нам территории? Это несправедливо. Мы протестуем против такой дискриминации. (Цитируется по сборнику “Советско-японская Декларация 1956 года и проблемы национальной безопасности Российской Федерации”, г. Южно-Сахалинск, 2001 г., тираж 1500 экз.).
17 и 18 октября переговоры прошли в том же беспредметном духе. Наконец, 19 октября была подписана совместная Декларация СССР и Японии, которая, по мнению историков-правоведов, сыграла роль мирного договора. Она прекращала состояние войны между обоими государствами и восстанавливала дипломатические отношения. Что же касается упомянутых территорий, то в ч.2 п.9 было записано:
“При этом Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан с тем, однако, что фактически передача этих островов Японии будет произведена после заключения Мирного договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией…”
Естественно, американцев, чьи требования на переговорах озвучивала японская делегация, не устроила твердая позиция СССР. В 1960 году США вынудили Японию подписать с ними новый договор, который советским руководством был расценен как агрессивный. В связи с этим Советское правительство 27 января 1960 года направило Японии Памятную записку. В ней, в частности, говорится:
“Но Советский Союз не может, разумеется, проходить мимо такого шага, как заключение Японией нового военного договора, подтачивающего устои на Дальнем Востоке, создающего препятствия развитию советско-японских отношений. В связи с тем, что этот договор фактически лишает Японию независимости и иностранные войска, находящиеся в Японии в результате ее капитуляции, продолжают свое пребывание на японской территории, складывается новое положение, при котором невозможно осуществление обещания Советского правительства о передаче Японии островов Хабомаи и Сикотана” …
Для СССР после этого “курильский вопрос” был закрыт раз и навсегда, о чем неоднократно говорил Андрей Андреевич Громыко. …
Ссылки господ Путина и Лаврова на Декларацию 1956 года, по которой-де СССР обещал передать Японии два острова, сегодня выглядят просто издевательски. Напомню, что декларация — это всего лишь протокол о намерениях.