Отсюда понятное желание уехать назад, в Россию, или, скажем, на Украину».
На Украину готовы выехать порядка 100 тыс. русскоязычных израильтян, причём большая часть из них собирается получить украинское гражданство. Ходят слухи, что на Украине вскоре будет принят закон о двойном гражданстве и многие молодые израильтяне мечтают этим воспользоваться.
«Некоторые семьи ещё 100 раз задумались бы, отпускать своих детей в Россию или нет, но сегодня у них просто нет выбора, – резюмировал Натанэль Литвинович. – Если начнётся война с Ираном – а это так или иначе неизбежно в ближайшем будущем, – молодым людям придётся идти воевать. Но далеко не все воспринимают Израиль как свою родину, таковой скорее продолжают считать Россию. Вот за неё воевать евреи точно пошли бы, так они и поступали во время Великой Отечественной войны. 148 Героев Советского Союза – шутка ли?»
Более-менее ясно, почему израильтяне советско-российского происхождения хотят покинуть Землю обетованную. Сложнее понять, почему они стремятся уехать именно в Россию, а не в Европу или США, хотя такая возможность у этих людей имеется. Так почему же всё-таки Россия? Израильский философ и публицист Лариса Найдич полагает, что отказаться от своих российских корней евреям оказалось сложнее, чем они сами рассчитывали.
До сих пор в Израиле действует так называемая политика плавильного котла, согласно которой каждый репатриант привносит в общий котёл частичку своей культуры, но черпает из общего котла уже общую, еврейскую культуру.
Теория занятная, но, как показала жизнь, несостоятельная. Дело в том, что советские репатрианты свою толику в общий котёл вносить никогда не отказывались, но вот зачерпнуть из общего почему-то не спешили. Почему?
«Образовательный и общий культурный уровень российской еврейской эмиграции был очень высоким, – объясняет Лариса Найдич. – Порядка 60% взрослых репатриантов из России конца 80-х – начала 90-х имели высшее образование, а, для сравнения, среди евреев-израильтян эта цифра составляла всего 18–20%.
Вспомните, откуда ехали в Израиль? Как правило, из мегаполисов – из Москвы, Ленинграда, Киева, Ташкента, Минска, Одессы. Публика культурная, понимаете?
Неудивительно, что и статистические опросы показывают: русскоязычные иммигранты в Израиле ставят русскую культуру – литературу, музыку, живопись, гуманитарные науки – значительно выше, чем израильскую, и это принципиально отличает их от эмигрантских общин других стран».