spirit, ваше описание достижения горных вершин более подходит к описанию Самадхи, вы так не думаете?
На мой неискушённый взгляд, Нирвана не есть Самадхи, ведь Нирвана - это достижение совершенства, а Самадхи - максимальное погружение в Я, которое есть Не Я.
Разница в том, что Самадхи позволяет изучать себя, свои духовные накопления до самой глубины, до Абсолюта, из которого Я изошло, а Нирвана - это совершенство всех составляющих человека качеств и черт, их максимальное напряжение, когда поверхность ауры становится подобна зеркалу, потому что вращающаяся сила делает это настолько стремительно, что глаз не успевает видеть этих энергий и видит лишь своё отражение...
Самадхи есть погружение в себя каким бы ты ни был, совершенным или нет.
Нирвана (Мокша) есть достижение совершенства, полное и окончательное.
Самадхи не даёт всезнания, абсолютного Знания.
Нирвана хоть и не даёт его (Будда, достигший Нирваны, не обладал всезнанием, хотя и знал всё, чего касался его ум), но значительно приближает человека к всезнанию.
Достижение Самадхи делает человеа йогом, но не даёт освобождение от перерождений.
Достижение Нирваны делает человека Буддой и даёт освобождение от перерождений до конца Кальпы.
Причина страданий в буддизме это неведение (невежество - в грубой форме) - это и запускает так называемое колесо рождений и смерти. Таким образом, в нирване нет невежества и неведения, то есть это состояние, так сказать, полной информированности.
Нирвана (состояние будды) не описывается ни в каком виде и не является привязанной в какой-то конечной форме.
Ещё говорят - оно обладает свойством пустотности. То есть нет и никаких таких форм, которые можно назвать несовершенными.
То есть , только В ЭТОМ СМЫСЛЕ, можно трактовать это , как совершенство.
Вообще, состояние абсолютного совершенства при наличии конечных форм восприятия , это по классификации в религиозных вариантах буддизма - это божественное состояние. Отличие же от конечных живых существ, обладающих системой восприятия, состоящей из пяти скандх, у божественного состояния отсутствует первая рупа-скандха, которую можно назвать "физической формой". Но они обладают - совершенными чувствами, совершенными мыслями.
Кстати, считается, что такое состояние порождает "дурную карму" - в силу своего соверщенства им трудно преодолеть эту форму существования, и это не освобождает от страдания.
В наибольшей степени возможности для преодоления конечной формы существования является человеческое существования - форма несовершенна, но и преодолеть её - легче!
Есть ещё асурическая форма - между человеком и богами, но их мысли и чувства не являются совершенными, хоть они обладают сверхвозможностями, они например завидуют богам.
Никаких концов кальп. Время есть частная форма упорядочения по принципу причина- следствие системы восприятия и взаимодействия.
Состояние будды не привязано ни к каким формам, в том числе и к временнЫм...