- Притча о сеятеле и объяснение этой притчи Иисусом Христом непосредственно ученикам, будущим Апостолам, даны в трех Евангелиях.
И этим подчеркивается как обязательность исследования этой притчи для каждого человека, так и ее значимость в понимании человеком его роли, его действий, его сферы ответственности в достижении определенных результатов - в приношении плодов Богу (к Римлянам: 7 / 4), даже если изначально человек думает, что ищет своей пользы в вере в Слово Божие, в обетования Божии.
Соединяя три Евангелия, составляя общий текст притчи о сеятеле и объяснения Иисуса Христа, получаем полноту изложения научения, Евангелия дополняют друг друга.
Апостол Иаков призывает вникнуть в закон совершенный, в закон свободы (откровение Иисуса Христа, учение Иисуса Христа - к Галатам: 1 / 1 - 12) и прибыть, находиться в нем - ( Послание Иакова: 1 / 25 ).
Апостол Иоанн призывает не преступать, не отступать от учения Христова, пребывать в нем, в учении Христовом, быть носителем этого учения - (2 - е Иоанна: 9 - 10).
И для того, чтобы человек пребывал в учении Христовом, надо чтобы это учение пребывало в человеке.
Иисус говорит: « ... если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут ... будете Моими учениками. » - ( Евангелие от Иоанна: 8 / 28 - 32, 15 / 7 - 8).
Апостол Иаков утверждает, что в этом случае человек будет не слушателем забывчивым, но исполнителем дела - (Послание Иакова: 1 / 25).
В притче о сеятеле Иисус учит, назидает, что требуется от человека для достижения результата - получения плода.
И для разъяснения взят образ сеяния семени в землю, посадка семян, взаимодействие семян и земли, защита земли и семян от вредителей, внешние факторы, воздействующие на землю - зной, суховей, дождь, зима, - все, что человек знает из этой области.
Слово Божие говорит: Сеятель сеет семя свое. Семя есть Слово Божие. Сеятель Слово сеет.
Также, как и в жизни своей на земле, человек использует семена растений, землю для посадки, воду, внешние природные факторы, - все это уже есть, существует, подготовлено Богом для человека, - человек это использует, применяет по воле Божией - (Бытие: 3 / 17 - 19, 8 / 22).
Также и Слово Божие дано Богом человеку в виде многоразличных обетований, назиданий, призывов, учения Христова, - но человек сам выбирает семя для сеяния, и, таким образом, семя (Слово Божие) становится своим для человека.
И этот выбор зависит от сеятеля, от самого человека - (к Галатам: 6 / 7 - 8), - это и есть уже ответственность человека.
И как в жизни, из определенного семени выращивается конкретный плод, и человек нуждается в различных растениях, в различных плодах этих растений, так и Слово Божие различается по своим плодам, проявлением в различных областях плотской и духовной жизни человека.
Слово Божие подчеркивает это в притче о сеятеле:
Вот вышел сеятель сеять семя свое..., случилось, что иное (семя) упало при дороге..., иное (семя) упало на места каменистые..., иное (семя) упало между тернием..., и иное (семя) упало на добрую землю и, взойдя (семя), принесло плод, который взошел и вырос, и принесло иное (семя) тридцать (плодов), иное (семя) шестьдесят (плодов), и иное (семя) сто (плодов).
Здесь говорится, что семена сеялись разные, и, как предопределил Бог, каждое семя производит свое количество плодов.
При наличии благоприятных условиях роста - плодородная почва, должное орошение, защита от сорняков и вредителей и т. д., каждое семя приносит определенное количество плодов своего вида и никак иначе - (Евангелие от Матфея: 7 / 16 - 18).
Иисус разъясняет: ... и приносят плод в терпении, один (плод) в тридцать (крат), другой (плод) в шестьдесят (крат), иной (плод) во сто крат.
И семенами могут быть как невзрачные небольшие зерна, по которым невозможно заранее, если не знаешь, предопределить внешний вид растения и его плода, - так и сам плод, который служит для посадки, например, корнеплод картофеля, горох, фасоль, бобы...
Речь идет о том, что сеятель сажает плод как семя, и, тем самым, буквально, преумножает посаженный плод.
Применительно к Слову Божию, можно сказать, что есть семена - обетования Божии - Слово Божие, - понятные для человека, и человек знает, или думает, что знает какой будет плод, какой ожидается результат, например, обетования исцеления, защиты, вспоможения.
Но есть и Слово Божие, которое написано в Библии, и выглядит как простые, невзрачные, не совсем понятные слова - прообраз семян, но в которых содержится будущий плод, который сам сеятель не может и предугадать.
Например, когда человек обретает спасение посредством покаяния перед Богом через Иисуса Христа, и призывает Иисуса Христа стать Господом своей жизни, то такой человек обретает плод - получает результат: 1 - е Коринфянам: 2 / 9.