А СУЩЕСТВУЮТ ЛИ ЕВРЕИ?
Фаина ГРИМБЕРГ (Гаврилина)
Отвечает на вопросы
В. ...а существуют ли евреи? Итак...
-- Вы, наверное, согласны, что существует конфессиональная, то есть религиозная общность? Например, грек, болгарин и мой знакомый москвич по имени Миша, а по советскому паспорту еврей -- все они являются православными христианами. Возникает вопрос: они являются единым народом?
В.Подозреваю, что нет.
--Я тоже подозреваю, что нет. А можно ли сказать, что их объединяет религиозная принадлежность?
В.Допустим.
-- Не допустим, а совершенно точно. Они могут ходить в один храм, исполнять одни и те же обряды... Но при этом, наверное, уроженец Афин не будет похож на жителя Рязани? (Мишу пока оставим в покое.) Их религиозная общность не делает их едиными по многим другим параметрам. Собственно говоря, если начать разбираться, то и евреи являются конфессиональной общностью.
В.И при этом не являются племенной, национальной, этнической?..
-- Давайте называть евреями всех исповедующих иудаизм. Это в том числе жители Марокко, Эфиопии... Похож ли житель Эфиопии на другого моего знакомого Гришу, который посещает синагогу в Марьиной Роще?
В.Вы знаете, за две тысячи лет эфиоп мог загореть или обрести другие расовые черты.
-- А каким же мистическим образом он их приобрел?
В.Ну, колена Израилевы могли разойтись в разные стороны, подогнуться... Я, конечно, не знаток истории.
-- Я понимаю. Но почему эти люди разнятся в расовом отношении, почему у них другие обычаи, другие обряды?
В.Обычаи они, наверное, заимствовали у аборигенов.
-- Но давайте спросим себя, если это единый народ, то чем объяснить его полную разобщенность в области обрядов, обычаев, психического склада и даже чисто физиологических, антропологических признаков?
В.А кроме эфиопов у вас есть примеры?
-- Есть. Вот, скажем, Чезаре Ломброзо, известный ученый XIX века, еврей-итальянец, выходец из Испании, в одной из своих работ писал, что евреи Российской империи (в частности, он имел в виду территории современной Литвы и Белоруссии) какие-то не такие. Он, как вы, придерживался теории единого «блуждающего народа», но в данном случае удивлялся чисто по-человечески. Они какие-то не такие. На евреев не похожи -- грустные, мрачные, с тяжелым характером, никогда не посещают таверн. То есть для Чезаре Ломброзо, представителя совсем другой общности, эти люди казались непонятными и чуждыми, прежде всего по их психическому складу.
В.Разница между евреями Западной и Восточной Европы в то время была частью общей разницы между европейцами и жителями Российской империи.
-- Нет, это были совершенно разные общности, объединенные только религиозной принадлежностью. Так же, как бухарские, горские, испанские, итальянские, марокканские, эфиопские евреи не объединены ничем, кроме религиозной принадлежности. Это люди разного психического склада, разных физиологических данных. Другое дело, что человеку, живущему в Москве, даже трудно представить себе эти общности. Он просто с ними незнаком. Более того, он и поговорить с ними не сможет, у них языки разные.