Кроме того правительство СССР, учитывая опасность уничтожения для
евреев, попавших к немцам, со своей стороны старалось прежде всего
эвакуировать евреев.
Это последнее обстоятельство - всемерное содействие правительства СССР
делу спасения евреев перед наступающими немцами - замалчивается или даже
некоторыми еврейскими исследователями этого вопроса вообще отрицается.
Признать это - значило бы признать и нечто положительное, сделанное для
евреев правительством СССР, которое с начала 40-х годов в большой
немилости у мирового еврейства, обвиняющего его в "антисемитизме" и
"преследовании" евреев.
Но в годы войны сами евреи говорили совершенно другое. Марк Вишняк, один из
инициаторов создания центрального органа для борьбы с антисемитизмом (на
собрании еврейских федераций в Кливленде, в 1943 г.) в 1944 году в сборнике
"Еврейский Мир" на странице 98 пишет следующее: "О СССР и
убежденнейшие его противники не скажут, что там культивируется
антисемитизм"... Марк Вишняк - бывший Секретарь Всероссийского
Учредительного Собрания и долголетний редактор толстого эмигрантского
журнала на русском языке - человек весьма осведомленный,
В другом же месте, в том же "Еврейском Мире" мы читаем признание, что
"советское правительство для спасения евреев предоставляло нужный
транспорт, даже в ущерб делу ведения войны".
Эвакуация евреев перед наступающими немцами шла не только по железной
дороге, на грузовиках и легковых автомобилях, переполненных евреями и их
движимым имуществом (нередко везли и мебель, пианино), но частично и на
лошадях. Немцы бомбили ж.-д. линии и большие шоссейные дороги, а по
проселочным дорогам ехать было сравнительно безопасно. Поэтому немало
евреев предпочли этот способ эвакуации, как хоть и медленный, но зато
безопасный. От горсовета получалось предписание председателям колхозов и
совхозов предоставить предъявителю пару лошадей, перевозочные средства и
необходимый фураж. С такими предписаниями евреи и ехали по проселкам,
меняя в попутных колхозах или совхозах лошадей и пополняя запас фуража, до
того пункта, где можно было погрузиться в вагоны для дальнейшего
следования за Урал. Лошади и повозки при этом бросались на произвол судьбы.
Немецкие войска при наступлении обнаружили в нескольких километрах от
областного города Сумы, недалеко от Харькова, много тысяч брошенных
лошадей со сбитыми холками и плечами и поэтому негодных для упряжки.
Это были брошенные евреями лошади, на которых они эвакуировались на
восток. Сумские власти незадолго до прихода немцев организовали
ветеринарный лазарет с целью подлечить этих лошадей и сделать
пригодными для упряжки.
Так, всеми путями и способами, впереди наступающих немцев двигалась на
восток волна эвакуирующихся евреев.
Согласно заявлению советского еврейского писателя Бергельсона, из районов,
попавших под власть немцев, 80 % проживавших там евреев были
эвакуированы. Только в городах, которые, в результате быстрого продвижения
немцев, попадали в "котлы" - окружения, как, например Киев, некоторая
часть евреев не успевала эвакуироваться и немцы их уничтожали.
Точное число евреев, уничтоженных немцами в оккупированных ими районах
СССР до настоящего времени (1966 год) с полной достоверностью не
установлено.
http://lib.kiev.ua/books/6/377n43.htmlА как это вяжется со сталинской предвоенной чисткой?
Почитайте Судоплатова ( кстати, женатого на еврейке и абсолютно к ним лояльного).
Чистки касались ТРОЦКИСТОВ и ВОЕННЫХ, политическая подоплека, а не этническая.