Олег МИКЛАШЕВСКИЙ, "Одна Родина" – odnarodyna.com.ua 06.11.2013

К 4 часам утра 6 ноября 1943 года советские войска полностью освободили Киев от немецко-фашистских оккупантов… Из руин, из подвалов, из земляных щелей выбирались мирные жители и, не веря ещё своим глазам, в сумраке, в зареве пожаров, с радостными приветствиями подходили к своим избавителям.
Мы должны говорить правду. В проведении победоносной ноябрьской наступательной операции, которая привела к освобождению Киева, немалая роль принадлежала Верховному Главнокомандующему, Маршалу Советского Союза И.В. Сталину, предложившему тактический ход, до которого не додумались ни Жуков, ни Ватутин, ни командующие армиями – Москаленко и Рыбалко, которые знали местность не из кабинета, помнившие каждую складку, каждый бугорок Букринского и Лютежского плацдармов.
Но об этом «ходе» мы скажем позже. И позже скажем о мифе, который и поныне гуляет по оранжевым студиям-ТВ и страницам жёлтых СМИ, будто имелся приказ освободить Киев к 7 ноября, к годовщине революции.
Самое первое наступление на Киев предпринял командующий 60-й армией И.Д. Черняховский, причём по собственной инициативе, ещё 30 сентября. Имея приказ командующего Центральным фронтом К.К. Рокоссовского расширить плацдарм на запад и юго-запад в обход Киева, главный удар он перенаправил на юг, вдоль Днепра. К.К. Рокоссовский вспоминал, вполне симпатизируя полководческой дерзости молодого генерала: «Черняховский упустил из виду, что противнику легче всего было организовать отпор как раз на этом направлении, чему способствовали и особенности местности и близость города, откуда враг бросал в бой все силы, какие там только имелись. Стремление Черняховского продвинуться ближе к Киеву помешало армии углубить плацдарм. Несколько дней было потеряно в бесплодных атаках…» Впрочем, противника он потрепал.
Тогда же, 30 сентября, штаб 38-й армии (командующий генерал-лейтенант Н.Е. Чибисов, в конце октября его сменит генерал-полковник К.С. Москаленко) разработал план операции по овладению Киевом к 7 октября. 5 октября планировалось начать одновременное наступление на Киев с севера и юга (с Букринского и Лютежского плацдармов). План оказался невыполним: это связано с недостаточной площадью плацдармов, которые предстояло расширить.
В октябре 1943-го дважды предпринимались попытки овладеть Киевом. Один из планов предполагал освободить Киев к исходу 12 октября, нанеся удар с северо-запада и запада. Но к сроку завершить подготовку к операции не удалось. Наступление началось позже, только 12 октября. Удар всех основных сил Воронежского фронта осуществлялся с Букринского плацдарма. После артподготовки и бомбовых ударов войскам удалось продвинуться на 5–8 км. Но прорвать глубоко эшелонированную оборону не удалось. Гитлеровцы предприняли ряд яростных контратак. Дальнейшие наши усилия к успеху не привели. 15 октября Ставка отдала приказ о прекращении операции. В это же время осуществлялось наступление и с севера – с Лютежского и меньших плацдармов. Здесь успеха тоже не было. Более того, противник, желая ликвидировать один из советских плацдармов, удачно перешёл в наступление. События развивались драматически. Несколько советских дивизий, чтобы не отступить и не оказаться сброшенными в Днепр, покидая один из плацдармов, оборона которого уже была невозможна, прорвались на запад и в тылу у немцев соединились с партизанами, которые также участвовали в освобождении Киева. При этом 38-я армия, ударившая с Лютежского плацдарма, имела некоторый успех. Но и её наступление захлебнулось в 20 км от Киева.
Сразу же была начата разработка нового плана по освобождению Киева. Идея осталась прежней: основной удар осуществлялся с южного – Букринского плацдарма. Наступление было назначено на 20 октября. В этот день Воронежский фронт был переименован в 1-й Украинский фронт. К этому моменту немцы усилили свою группировку танковой дивизией СС «Дас Райх». Успеха не было. Операция длилась всего два дня. 38-я армия, стоявшая на Лютежском плацдарме, в дело вступить не успела. Высшее командование, вероятно, имея цель сберечь людские и материальные силы, приняло решение о прекращении операции.