В пять утра войну не объявили
В январе нынешнего года, а также дважды в мае ряд военных объектов в Сирии подверглись бомбардировке. Министр обороны Израиля Моше Аялон признал, что 30 января именно израильская авиация атаковала колонны с оружием, которое Дамаск собирался передать «Хезболле». Относительно майских бомбардировок ситуация остаётся неясной. Большинство неизраильских источников и эти атаки приписывают израильтянам, которые таким образом пытались предотвратить передачу той же «Хезболле» высокоточных иранских ракет. Однако Иерусалим никаких заявлений по этому поводу не делал.
Абдулкадер Салех, командир вооружённой повстанческой бригады «Аль-Таухид», «Единобожие», в эфире одной из арабских радиостанций сказал: «Израиль атаковал Сирию, чтобы предотвратить попадание оружия в руки восставшего народа». Салех выразил уверенность, что «Иран и «Хезболла» сотрудничают с Израилем с целью поддержки режима Асада». Официальный Дамаск, наоборот, обвинил Иерусалим «в сотрудничестве с исламистскими террористами, пытающимися свергнуть законное сирийское правительство». Так, заместитель министра иностранных дел Сирии Фейсал аль-Мекдад заявил, что воздушные удары ЦАХАЛ следует рассматривать как «свидетельство альянса между правительством Израиля и исламскими террористами».
Более того, ряд арабских источников сообщили, что 5 мая в пять утра Сирия объявит войну Израилю. Сомнительно, что в Иерусалиме, обладающем различными собственными источниками информации, серьёзно отнеслись к этому сообщению. Но игнорировать его не стали. В ночь на 5 мая правительство Израиля собралось именно для обсуждения угрозы сирийского нападения.
Однако Дамаск может начать прямые военные действия против Иерусалима только в одном случае: если Башару Асаду станет совершенно очевидно, что гражданская война им проиграна. Тогда, чтобы запутать всех и вся, он отдаст приказ атаковать еврейское государство. Его суннитские противники, продолжая с ним войну, вынуждены будут солидаризоваться с арабским миром и открыть второй фронт с евреями.
Полковник в отставке Янив Рохов, многие годы проработавший в аналитическом отделе министерства обороны Израиля, в беседе с корреспондентом «Эхо» сказал: «Израилю не привыкать воевать на нескольких фронтах. В Генштабе постоянно обновляются соответствующие оперативные планы. Но если в войну вступит и «Хезболла», вооружённая новейшими образцами ракетных комплексов, то несомненная победа достанется евреям большой кровью».
В мае премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху совершил краткосрочный визит в Сочи, чтобы в ходе переговоров с президентом России Владимиром Путиным попытаться остановить передачу сирийцам зенитно-ракетных комплексов С-300 российского производства. Если следовать позиции израильских военных экспертов, то дело не в том, что эти системы разместятся в Сирии. Они могут быть переданы сирийцами «Хезболле» и, оказавшись в Южном Ливане, затруднят израильским ВВС выполнение разведывательных и боевых задач по поиску и уничтожению террористов.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что визит Нетаньяху своей цели не достиг. Заместитель министра иностранных дел Израиля Зеэв Элькин, входивший в состав делегации во главе с Нетаньяху, посетившей Сочи, выступая в эфире русскоязычного израильского радиоканала «РЭКА», отказался конкретно отвечать на вопрос, к какому результату пришли стороны относительно поставок С-300 в Сирию. Правда, Элькин сказал, что «эта тема поднималась, но публично её обсуждать не следует».
Заметим, что ЗРК С-300 — мощное оружие, хотя и считается оборонительным. Оно способно поражать самолёты, вертолёты, беспилотники, крылатые и оперативно-тактические ракеты, а также так называемые «умные бомбы». С другой стороны, прав видный израильский военный аналитик Давид Шарп, который в статье «Ракеты и аргументы», опубликованной в последнем номере русскоязычной газеты «Новости недели», отмечает: «Тем не менее С-300 — это не какое-то непобедимое чудо-оружие, которое само по себе может стать решающим препятствием для ЦАХАЛ или США в Сирии, как это пытаются представить некоторые СМИ».
Весьма опасно, по мнению Рохова, и химическое оружие, в изобилии имеющееся в арсеналах армии Асада. Важно заметить, что Сирия обладает производственными линиями и центрами по разработке боевых химических ядов. Причём разработку неконвенционального оружия Дамаск ведёт с Тегераном и Пхеньяном. Для доставки химических боеголовок на значительные расстояния у сирийцев имеются ракеты «земля—земля» «Скад-D» с дальностью до 700 километров.
Председатель комитета по иностранным делам Кнессета, бывший министр иностранных дел Авигдор Либерман также высказался по поводу боевых газов, находящихся на вооружении Сирии. По его словам, «передача сирийского химического оружия «Хезболле» будет расценена в Иерусалиме как casus belli, то есть как «повод к войне».