Представителям сирийского правительства могут предъявить обвинения в совершении военных преступлений в свете огромного количества улик, вывезенных из страны и свидетельствующих о «систематических убийствах» примерно 11.000 заключенных, о чем говорят три известных юриста.
Эти люди — бывшие прокуроры трибуналов по бывшей Югославии и Сьерра-Леоне. Они изучили тысячи фотографий и файлов, в которых фиксируется смерть людей, находившихся в заключении сил безопасности сирийского режима с марта 2011 года по август прошлого года.
Большинство жертв — это молодые мужчины. Многие истощены, покрыты запекшейся кровью, у многих трупов налицо следы пыток: у некоторых трупов нет глаз, на отдельных телах есть следы удушения и удара электрическим током.
ООН и независимые правозащитные организации зафиксировали факты жестокого обращения с людьми как со стороны правительства Башара аль-Асада, так и со стороны повстанцев, однако эксперты говорят, что новые улики носят более детальный характер, чем все прочие, появившиеся за 34 месяца кризиса.
Три юриста опросили источник информации — военного полицая , который тайно сотрудничал с сирийской оппозиционной организацией, а позже перешел на сторону повстанцев и бежал из страны. За последние 10 дней беседы с этим человеком проводились три раза, и юристы полагают, что он правдив и заслуживает доверия, а его рассказ «весьма убедителен».
В их отчете, который удалось получить Guardian и CNN, говорится о том, что они подвергли скрупулезной проверке все полученные свидетельства.
Авторами отчета являются бывший главный обвинитель специального суда по Сьерра-Леоне сэр Десмонд де Сильва, бывший ведущий прокурор в процессе над экс-президентом Югославии Слободаном Милошевичем сэр Джеффри Найс и выступавший обвинителем на процессе по делу либерийского президента Чарльза Тэйлора профессор Дэвид Крейн.
Перебежчик, которого из соображений безопасности называют Цезарем, работал фотографом в сирийской военной гестапо. Сделанные снимки он тайно вывез из страны, сохранив их на накопителях информации, а затем передал знакомому из Сирийского национального движения, пользующегося поддержкой государства Катар. Катар финансирует и вооружает группировки повстанцев, призывая к свержению Асада и к передаче его под суд.
Этот отчет, состоящий из 31 страницы, был заказан ведущей фирмой действующих в интересах Катара лондонских адвокатов, и будет предоставлен в распоряжение ООН, государств и правозащитных организаций. Похоже, что его публикация специально приурочена к организуемой ООН мирной конференции в Женеве, которая призвана найти выход из сирийского кризиса путем создания переходного правительства.
Цезарь сказал юристам, что в его задачи входили «съемки убитых заключенных». Он не утверждал, что присутствовал на казнях и пытках. Но он описал крайне забюрократизированную систему.
«Процедура была такова, что когда заключенных убивали прямо в месте содержания, их тела отвозили в военный госпиталь, куда Цезарь отправлялся вместе с врачом и представителем органов юстиции. Его задача заключалась в фотографировании трупов ... За день порой приходилось фотографировать по 50 тел, и на каждый труп у него уходило от 15 до 30 минут», — говорится в отчете.
«Причин для фотографирования казненных людей было две. Во-первых, чтобы было основание выписать свидетельство о смерти без опознания тела родственниками убитого. Тем самым, властям не нужно было давать правдивый отчет о смерти этих людей. Во-вторых, для подтверждения того, что приказ казнить заключенного выполнен».
Родственникам говорили, что причиной смерти стал либо инфаркт, либо «проблемы с дыханием», отмечается в отчете. «Процедура документирования была такова, что когда заключенного убивали, каждому трупу присваивался идентификационный номер, из которого можно было узнать, какое подразделение служб безопасности отвечало за его задержание и ликвидацию.
«Когда труп отвозили в военный госпиталь, ему присваивали другой номер, дабы ложно зафиксировать смерть в лечебном заведении. После фотографирования тела отвозили на захоронение за город».
Три опытных патологоанатома изучили и установили подлинность выборочных образцов из 55000 цифровых фотографий 11000 жертв. «Есть улики, говорящие о том, что многие из погибших были истощены, а значительная их часть была связана и/или избита некими предметами вроде арматуры», — говорится в отчете.