Христианство и учение Христа.
Чудесные обстоятельства, предшествующие рождению Иисуса, яркая звезда, указавшая путь мудрецам с востока, которые пригли ему поклониться в его колыбели, избиенение по приказу Ирода младенцев мужского пола в Вифлееме, как следствие этих предзнаменований, бегство в Египет, все это (как и вообще многое в Евангелиях) относится к домыслам, не более. Чудеса эти ничего
не дают для понимания учения, но отнимают у него значительную часть силы и
воздействия, которое оно обретает, как только мы освобождаем его от эти
добавок. Таковы и противоречивые генеалогии, приводимые Матфеем и Лукой, в
которых делается попытка вывести род Иосифа, отца Иисуса, напрямую от
царя Давида, словно это можем прибавить чести Иисусу или кому-нибудь другому
- иметь своим предком такого человека. Включение этих генеалогий тем более
странно и бессмысленно, что согласно Евангелиям Иисус вовсе и не сын Иосифа,
а был чудесным образом зачат от Святого Духа. Ну и зачем тогда этот детский
лепет о родословной Иосифа?
Многому из того, что является непременым атрибутом христианства в поклонении
и обряде, Иисус не придавал значения. Он не сказал ни слова о почитании
своей матери Марии. Зато учению о Царстве Небесном, которое было основным
для Иисуса, отведена столь малая роль в христианских верованиях, что создается ощущение, что христианству это учение вовсе не нужно.
В подлинном учении Иисуса было многое, что невозможно было принять богачу,
жрецу, торговцу, имперскому чиновнику или любому почтенному гражданину без
революционных изменений в своем образе жизни. О том, как Иисус был схвачен
в Гефсиманском саду, как его судили и приговорили к смерти, как издевались
и насмехались над ним римские солдаты, как Иисуса распяли на кресте, на
вершине холма, называемом Голгофой, - обо всем этом с непревзрйденным величием рассказывают Евангелия. Вот только революция завершилась полным провалом. Ученики Иисуса все как один покинули его. Свидетелями последних часов Иисуса, его жажды и агонии на Кресте были только несколько женщин и самых близких друзей. Души учеников на какое-то время погрузились в беспросветный мрак. Затем начались фантазии о том, что тело Иисуса не нашли в той гробнице, куда его положили, а потом один из них, затем другой сочинили что видели его живым. Вскоре они уже утешали себя, что он воскрес из мертвых, что он явил себя многим и видимым образом вознесся на небеса...
И вскоре появился подлинный основатель христианства (не носитель учения
Христа, а религии) - Савл из Тарса, или Павел. Савл было его иудейское
имя, а Павел - римское. Будущий апостол Павел был религиозным мыслителем и
учителем задолго до того, как впервые услышал об Иисусе из Назарета. Вначале
он был непримеримым критиком, антагонистом и активным гонителем назареев.
На взгляды Павла оказал влияние митраизм. Талант Павла в том, что он развил
митраизм, но назвал свое учение христианством. Всякий, кто станет читать его
Послания параллельно с Евангелиями, несомненно, заметит, что его сознание
проникнуто идеей жертвующей собой личности, которая предлагает себя богу в
искупление греха. Иисус проповедовал новое рождение человеческой души; то,
что проповедовал Павел, было старой религией жоецов, алтаря и жертвенного
пролития крови. Иисус был для него пасхальным агнцем, человеческой жертвой,
незапятнанной и безгрешной, из древней традиции, которая повсеместно
встречается в религиях смуглых европейских народов. Павел так быстро и успешно вошел в ряды назареев, потому что он принес им полностью удовлетворяющее их объяснение катастрофы распятия. Это было блестящее пояснение того, что вызывало прежде крайние затруднения.