В III веке до нашей эры к буддизму пришли власть и богатства. Маленькие 
хижины, в которых жили учителя общины Гаутамы (или Будды), уступили 
место основательным монастырским строениям. Учение Гаутамы (все забыли, что 
так изначально звали Будду), обрастая искажениями и наполняясь вариациями 
брахманзма и элинизма, распространялось по Индии все возрастающим числом 
учителей в IV и III веках до нашей эры. И, как и везде, буддизм получил 
свое влияние вовсе не благодаре Гаутаме (вроде бы так звали Будду), но 
благодаря правителям. Чандрагупта Маурья (умер около 293 года до н.э.) 
увидел в буддизме союзника против брахманов и кастовой системы. Он встал 
на сторону буддистской общины и постоянно поощрял проповеди буддийского 
учения. Чандрагупте наследовал его сын, а ему на смену пришел Ашока (правил 
приблизительно в 268-232 годах до н.э.), один из величайших монархов 
в истории человечества. 
После того, как Ашока позавоевывал все, что смог (владения Ашоки простирались 
от Афганистана до современного Мадраса) а пророк напророчил ему, что в 
следующей войне его войско потерпит поражение, а самого Ашоку обезглавят, 
он объявил, что отныне он будет стремиться покорять страны не войной, а 
проповедью религии. Остаток своей жизни Ашока посвятил распространению буддизма 
по всему миру. Пророк, вообще-то был буддистом, но как удачно он все 
напророчил... История не сохранила имя человека, которой напугав Ашоку, стал 
по сути инициатором действий Ашоки по растространению буддизма. И Ашока 
так успешно его распространил, что уже про Ашоку начали складывать легенды. 
И даже столетия спустя после смерти самого Ашоки, про него все еще придумывали, 
придумывали, придумывали... Сказку про Ашоку - главу общества двенадцати 
неизвестных слышали? Ну вот... 
Ашока направил миссионеров распространять учение по всему миру - в Кашмир, 
на Цейлон, к Селевкидам, к Птоломеям. Двадцать пять лет Ашока неустанно 
трудился, распространяя учение и развивая страну, и добился невероятных 
для того времени успехов. Но значительные пожертвования Ашоки в пользу 
буддизма в конечном счете стали причиной его (Ашоки) упадка, так как они 
привлекали в общину много неискренних и корыстолюбивых последователей. Но все 
исследователи согласны, что широкое распространение буддизма в Азии 
обусловленно главным образом Ашокиными миссионерскими усилиями. 
Но что случилось с буддизмом сегодня??? Тибет в наше время - это буддистский 
регион, однако Гаутама, случись ему вернуться на Землю (увы, невозможно 
это...), мог бы исходить его вдоль и поперек в напрасных поисках своего 
учения. Он увидел бы на троне самый что ни на есть древний тип человеческого 
правителя, царя-бога - далай-ламу, "живого Будду". Гаутама обнаружил бы 
огромный храм в Лхасе, с многочисленными жрецами, служителями и ламами, - 
а ведь сам он строил только хижины и не назначал жрецов. По всей этой 
буддистской стране он обнаружил бы множество любопытных приспособлений, 
вращающихся ветряных и водяных барабанов, на которых начертаны короткие 
молитвы. Каждый раз, когда совершается поворот такого барабана, как он узнал 
бы, это засчитывается за молитву. "Кому?" - наверное, спросил бы он. Вполне 
возможно, что его озадачила бы надпись на многих алых полотнищах - "Ом мани 
падме хум", "жемчужина в лотосе". Каждый всплеск полотнища - тоже молитва. 
Некоторое время после Ашоки буддизм процветал в Индии. Но брахманизм, с его 
многобожием и бесконечным разнообразием культов, чувствовал себя не менее 
уютно, а организация брахманов становилась все более могущественной. А потом 
брахманы всерьез занялись буддизмом и к XI веку, кроме общины в Ориссе, 
буддийское учение перестало существовать в Индии. Как, удивитесь вы, а тысячи и 
тысячи буддистов по всему миру, а загадочный Тибет, а далай-лама, наконец??? 
Все это есть, только нет в этом буддддизме учения Гаутамы, который раньше 
не был буддой, у которого были вполне земные папа и мама, была жена, был сын... 
И который как раз ушел от золота, царствования, дворцов в поисках истины, 
которая открылась ему на сытый желудок под сенью дерева. 
Чиж