В III веке до нашей эры к буддизму пришли власть и богатства. Маленькие
хижины, в которых жили учителя общины Гаутамы (или Будды), уступили
место основательным монастырским строениям. Учение Гаутамы (все забыли, что
так изначально звали Будду), обрастая искажениями и наполняясь вариациями
брахманзма и элинизма, распространялось по Индии все возрастающим числом
учителей в IV и III веках до нашей эры. И, как и везде, буддизм получил
свое влияние вовсе не благодаре Гаутаме (вроде бы так звали Будду), но
благодаря правителям. Чандрагупта Маурья (умер около 293 года до н.э.)
увидел в буддизме союзника против брахманов и кастовой системы. Он встал
на сторону буддистской общины и постоянно поощрял проповеди буддийского
учения. Чандрагупте наследовал его сын, а ему на смену пришел Ашока (правил
приблизительно в 268-232 годах до н.э.), один из величайших монархов
в истории человечества.
После того, как Ашока позавоевывал все, что смог (владения Ашоки простирались
от Афганистана до современного Мадраса) а пророк напророчил ему, что в
следующей войне его войско потерпит поражение, а самого Ашоку обезглавят,
он объявил, что отныне он будет стремиться покорять страны не войной, а
проповедью религии. Остаток своей жизни Ашока посвятил распространению буддизма
по всему миру. Пророк, вообще-то был буддистом, но как удачно он все
напророчил... История не сохранила имя человека, которой напугав Ашоку, стал
по сути инициатором действий Ашоки по растространению буддизма. И Ашока
так успешно его распространил, что уже про Ашоку начали складывать легенды.
И даже столетия спустя после смерти самого Ашоки, про него все еще придумывали,
придумывали, придумывали... Сказку про Ашоку - главу общества двенадцати
неизвестных слышали? Ну вот...
Ашока направил миссионеров распространять учение по всему миру - в Кашмир,
на Цейлон, к Селевкидам, к Птоломеям. Двадцать пять лет Ашока неустанно
трудился, распространяя учение и развивая страну, и добился невероятных
для того времени успехов. Но значительные пожертвования Ашоки в пользу
буддизма в конечном счете стали причиной его (Ашоки) упадка, так как они
привлекали в общину много неискренних и корыстолюбивых последователей. Но все
исследователи согласны, что широкое распространение буддизма в Азии
обусловленно главным образом Ашокиными миссионерскими усилиями.
Но что случилось с буддизмом сегодня??? Тибет в наше время - это буддистский
регион, однако Гаутама, случись ему вернуться на Землю (увы, невозможно
это...), мог бы исходить его вдоль и поперек в напрасных поисках своего
учения. Он увидел бы на троне самый что ни на есть древний тип человеческого
правителя, царя-бога - далай-ламу, "живого Будду". Гаутама обнаружил бы
огромный храм в Лхасе, с многочисленными жрецами, служителями и ламами, -
а ведь сам он строил только хижины и не назначал жрецов. По всей этой
буддистской стране он обнаружил бы множество любопытных приспособлений,
вращающихся ветряных и водяных барабанов, на которых начертаны короткие
молитвы. Каждый раз, когда совершается поворот такого барабана, как он узнал
бы, это засчитывается за молитву. "Кому?" - наверное, спросил бы он. Вполне
возможно, что его озадачила бы надпись на многих алых полотнищах - "Ом мани
падме хум", "жемчужина в лотосе". Каждый всплеск полотнища - тоже молитва.
Некоторое время после Ашоки буддизм процветал в Индии. Но брахманизм, с его
многобожием и бесконечным разнообразием культов, чувствовал себя не менее
уютно, а организация брахманов становилась все более могущественной. А потом
брахманы всерьез занялись буддизмом и к XI веку, кроме общины в Ориссе,
буддийское учение перестало существовать в Индии. Как, удивитесь вы, а тысячи и
тысячи буддистов по всему миру, а загадочный Тибет, а далай-лама, наконец???
Все это есть, только нет в этом буддддизме учения Гаутамы, который раньше
не был буддой, у которого были вполне земные папа и мама, была жена, был сын...
И который как раз ушел от золота, царствования, дворцов в поисках истины,
которая открылась ему на сытый желудок под сенью дерева.
Чиж