Кандагарские халеконы
Кандагар, Афганистан. - В свои 29 лет Мохаммед Дауд (Mohammed Daud) видел лица, может быть, всего лишь двухсот женщин. Hесколько десятков из них являются членами его семьи. Остальные лица он увидел случайно, украдкой, когда не должен был на них смотреть, а сами женщины были без паранджи.
"Как можно влюбиться в девушку, если нельзя посмотреть на ее лицо?" - спрашивает он.
Дауд не женат. Он вступает в сексуальные отношения только с мужчинами и мальчиками и не считает себя гомосексуалистом, во всяком случае, в том смысле, как это понимают на Западе.
"Я люблю мальчиков, но девочек я люблю больше, - говорит он. - Мы просто не можем видеть женщин, чтобы оценить, красивы ли они. Hо мы видим мальчиков и про них можем сказать, кто из них прекрасен".
Дауд ремонтирует мотоциклы. Он просил, чтобы мы назвали только два его первых имени, и не называли фамилию. У него молодое лицо, щегольские черные усики и выбритый подбородок, после разгрома талибов это стало возможным. Когда он говорит, у него дрожат коленки, что выдает его непроизвольное смущение.
"Вы задаете непростые вопросы, - говорит он. - Мы обычно не говорим о таких вещах".
Хотя это и редко признается, преобладание сексуальных отношений между афганскими мужчинами - открытый секрет, о котором быстро догадываются наблюдательные гости. Как это ни иронично звучит, но эти отношения особенно актуальны здесь, в Кандагаре, который был сердцевиной пуританского движения Талибан.
Для западных людей может показаться странным, что общество, в котором подавляется сексуальность, характеризует повышенная гомосексуальная активность. Однако профессор психиатрии Колумбийского университета Джастин Ричардсон (Justin Richardson) считает такой взгляд отсталым. Ведь именно крайние ограничения, налагаемые на сексуальные отношения с женщинами, приводят к тому, что гомосексуальное поведение становится превалирующим.
"В некоторых мусульманских обществах запрет на добрачный гетеросексуальный половой акт имеет очень большой вес, он сильнее, чем запрет на секс между мужчинами. В этих обществах можно обнаружить мужчин занимающихся сексом с другими мужчинами не потому, что им это очень нравится, а потому, что они находят это наиболее привлекательным из тех ограниченных возможностей, которые им доступны", - говорит Ричардсон.
Другими словами, секс между мужчинами можно рассматривать, как обратную сторону изоляции женщин. Этнические пуштуны, составляющие большинство населения Кандагара, отличаются от основных этнических групп Афганистана наибольшей религиозной консервативностью. Вероятно поэтому, именно среди пуштунов наиболее распространены гомосексуальные отношения.
Гостям может показаться, что они наблюдают признаки этого. С одной стороны, афганские мужчины склонны вести себя по отношению к мужчинам на людях более интимно, чем это принято на Западе. Во время чаепития или разговора они могут целоваться, держать друг друга за руки или обниматься.
Кроме того, среди пуштунских мужчин распространена франтоватость. Многие подводят глаза краской для век, красят ногти хной и разгуливают по городу в неуклюжих сандалиях с высокими каблуками.
Любовь к более молодым красивым мужчинам, которых называют здесь халеконами, даже воспета в пуштунской литературе. В популярной поэме Саида Абдула Кхалика Аги (Syed Abdul Khaliq Agha), умершего в прошлом году, говорится о Кандагаре, как о городе, имеющем специфическую репутацию.
"В Кандагаре прекрасные халеконы, - говорится в поэме. - У них черные глаза и белые щеки".