Пробуждение
Последние годы мне уже трудно принимать какие-либо учения всерьез. Если я хочу попить водички, мне неинтересно, как это делают в контексте «традиции». Конечно, если раньше мы водичку не пили, не помешало бы для начала почитать инструкцию, но вот тут и кроется опасность – увлечение инструкциями.
У иного водохлеба-теоретика дома – целая полка священных инструкций с закладками и пометками.
Перемешавшись в голове, свалка инструкций то и дело всплывают ворохом идей: берем трубочку, вдыхаем, открываем, закрываем, стакан наклоняем, и… Он чуть не захлебнулся! В общем, если я хочу попить водички, я лучше сразу попью. А все остальное – от Лукавого.
Нет никакого духовного пути. Есть только жажда. И если вы ее не утоляете, значит, увлеклись имиджем. Если вы ее утоляли, достигая высот, но жажда в итоге не утолилась, значит, возможно, пора уже давно понять, что жажда – это не баксы, не топ кар с увесистой подвеской, не топ-модель с увесистыми грудями и не должность топ-менеджера с толстым кошельком. А еще жажда – не сан в духовной иерархии, не памятник героя, прославленного в тысячелетиях и даже – не уважение (хоть за ним она и мерещится реалистичней всего).
Жажда – это «тупик», оказавшись в котором обывателю грезится нехватка материальных ценностей и возможностей. И можно, оказавшись в этом тупике, затопить себя деньгами, играми, работой, отношениями и др. смыслами. Но если вы разлепили веки от мутного сна и хотя бы краем глаза видите, что «здесь» на самом деле происходит, образы перестают вас захватывать. На этой вечеринке, под шумную музыку вам невесело, гламурный иконостас мирских мишеней вас не увлекает, поток полусонного веселья проходит стороной, и почти ничего внутри вас с ним не резонирует. Вот тогда-то и начинается…
Новый день. Как дела? Любимые песни эго. Что же за зараза такая… опять не просветлел. Уже август месяц на дворе, а все в смертных массах хожу… И эти еще… никакой благодарности. Помогаешь-помогаешь, жертвуешь, хоть бы спасибо сказали. А вот сам себе скажу! СПАСИБО! Как практично. Только неискренне как-то звучит. Надо потренироваться. Спасибо огромное! Ты для меня все! Ты свет очей моих, заря на небосводе и ад кромешный. Не пойдет. Себя же любить надо…
Это не просветление. Это пробуждение ото сна, еще неполное, но жизнь все чаще начинает выражать свою суть. Это – осознание тупика и жажды, как личных ощущений. С этих пор события теряют окрас, и ты живешь переживаниями.
Как дела? Да вот, вчера был откат с космической печалью оттенка обреченной вечности, с полуденным солнцем, отраженным от небоскребов во времени, где нет ни одного родного человека. А сегодня – опять фиалковое блаженство со вкусом причастности к «высшему», заполняющее осознаваемую реальность конусом, прознающим меня острой стороной от самых пяток. Ни то, ни другое уже почти не захватывает. Во время печали уже не мерещатся разные беды, во время радости тоже – спокойствие. А у тебя?
А у меня на работе проблемы, зарплату задерживают, зато премию дали! Машина новая, но компьютер – глючит. Муж – бездельник, но жена – золотко. А еще – скоро отпуск, Турция на две недели – а значит, все отлично!
«Выбор» – искать облегчения либо за внешним, либо в себе. И разделение это условно. Внешнее – это и есть мы сами, отраженные от себя. Да и поиск в себе вплоть до абсолютного удовлетворения неизбежно сопровождается иллюзией внешних смыслов. А иначе, если обесценивать жизнь искусственно, тупик может оказаться слишком затяжным. «Духовность» может и должна сопровождаться умеренным утолением земных желаний.
А в медитации (и в этом самая суть) вы ясно видите, что все ваши желания – это не объекты внешней реальности, а энергия, стопорящаяся в вашей психической среде. И все, что реально требуется от вас – осознавать, где и как она стопорится, проживать это и расслабляться, чтобы напряжение не препятствовало естественному ходу вещей. Только так эта жажда и утоляется по-настоящему.
Вы созерцаете свои проекции о внешнем мире, расслабляетесь, и лишнее отчленяется без вашей воли. Только что вам не нравился какой-то человек, какое-то событие, вы хотели с этим что-то сделать, подспудно понимая, что лучше – просто смириться… И тут, закрыв глаза, вы снова видите, что всего этого за пределами вашего ума не существует. Все это – психический тупик, который вы своим созерцанием уже который год растворяете… Ведь призрачная наивысшая цель – это совершенно нейтральное, простое бытие, в котором вас больше не мучает жажда.