– Советский паспорт нас, конечно, тоже не устраивает. Но из двух зол приходится выбирать меньшее.
Рассматриваю свой паспорт – где же здесь может заключаться оскорбление религиозных чувств? Оказывается, дело в орнаменте, обрамляющем номера страниц основного документа. "Посмотрите на эти виньетки, – подсказывает монахиня. – При компьютерном сканировании они отображаются как три шестерки".
Кроме этого насельницы Свято-Боголюбского монастыря усмотрели в причудливом узоре змея, пожирающего свой хвост, греческие буквы "альфа" и "омега", корону дьявола. В общем, полный набор ультраправославных мифологем, подкрепленных "авторитетными источниками", в первую очередь вырванными из контекста цитатами из Откровения Иоанна Богослова. Правда, в заявлении об отказе от паспорта нового образца, которое распространялось среди прихожан, ни о чем подобном речи не было. Для сотрудников МВД монахини аргументировали отказ от паспорта наличием в документе графы "личный код", а также отсутствием графы для указания национальности.
Последний вопрос к представительнице монастыря: как смотрит на все происходящее епархиальное начальство? Знакомы ли они с официальной позицией Священного Синода? "В епархии не высказываются ни за, ни против, – отвечает сестра Антония. – А Патриарх и члены Синода фактически являются государственными чиновниками. И в этом качестве они просто не могут говорить иначе. Мы же будем отстаивать свою позицию".
Возвращаюсь во Владимир. В стенах управления Владимиро-Суздальской епархии пустынно. Выясняется, что секретарь епархии игумен Иннокентий (Яковлев) в больнице и комментировать шумиху вокруг "числа зверя", обнаруженного в Боголюбове, некому. На стенде информации рядом с портретом Патриарха – подписанные им же предписания епархиальному духовенству повышать уровень своего богословского образования...
Понятно, почему в Боголюбове не боятся гнева епархиального начальства. Монастырь обладает достаточной независимостью как в духовных, так и в хозяйственных делах. В епархии скорее предпочтут переждать "волну умопомрачения", не связываясь с "мятежной" обителью, чем идти с ней на бесполезный конфликт.
Молчание епархии, правда, с лихвой компенсируется выступлениями в СМИ представителей Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП). "Мне этих людей понять трудно, – заявил по поводу "боголюбовских страстей" заместитель председателя ОВЦС МП протоиерей Всеволод Чаплин. – Увидеть в виньетках паспортов шестерки, змею, кусающую свой хвост, и короны Люцифера может только человек с больным воображением и с искаженным представлением о православной вере. Наверное, властям нужно договориться с людьми о приемлемой для них форме документа, который позволил бы удостовериться в том, что человек действительно тот, за кого он себя выдает, а это необходимо в любом государстве".
Боголюбовское "дело о виньетках" – далеко не первый и не последний пример явления, которое можно назвать "православной кодофобией". В частности, объектом недовольства некоторых верующих становятся индивидуальные налоговые номера (ИНН), в которых они усматривают все те же три шестерки. При этом как противники получения ИНН, так и их оппоненты любят ссылаться на постановление Священного Синода от 7 марта 2000 года. С одной стороны, в нем подчеркивалось, что "не следует бояться внешних символов и знаков, ведь никакое наваждение врага душ человеческих не способно превозмочь благодати Божией, изобилующей во Святой Церкви". С другой – Синод выразил обеспокоенность "отсутствием доступа граждан к информации о них, которая может содержаться в электронных хранилищах налоговых органов и других административно-финансовых учреждений, и возможностью использовать эту информацию во вред людям".
Известный православный проповедник дьякон Андрей Кураев в недавнем интервью "Сибирской православной газете" достаточно остроумно высказался по поводу "кодофобии". "Христианин имеет право прикоснуться к документу, на котором стоит даже заведомо антихристианская символика – тот же динарий кесаря или старые советские паспорта, – считает Кураев. – Но если в самой бытовой ситуации контролер автобуса скажет: "Я не продам тебе билет, пока ты не поцелуешь фотографию моей тещи в качестве истинной богини, спасительницы человечества", – вот тогда я должен отказаться и пойти пешком... Раскол начинается не тогда, когда некий священник видит какую-то угрозу в этих номерах или протестует против них и даже призывает своих прихожан не брать их в руки. Это еще не раскол. Раскол начинается тогда, когда какой-нибудь проповедник начинает заявлять, что люди, придерживающиеся иной позиции, оказываются вне Церкви".
Так можно ли "дело о виньетках" считать закрытым?
Источник: НГ-религии
http://www.religare.ru/article40003.htm