6. ЗАМЕСТИТЕЛЬ КОМАНДИРА БРИГАДЫ ИЗБИЛ ЗАДЕРЖАННОГО В НАРУЧНИКАХ
Подразделение: Генеральный штаб
Место дислокации: район Наблуса
Год: 2000
Это было в Кфар Таль. Мы разыскивали подозреваемых: Насара Асейда и его брата Осама Асейда. Подошли к дому, где, как предполагалось, должен был находиться Осама, окружили его со всех сторон. Действовали так: громко кричали, поднимали шум или бросали в дверь камни, чтобы их разбудить. А если те не отвечали, начинали стрелять в воздух или по стенам дома. Если и это не помогало, бросали на крышу бомбу. Но начинали операцию...
– Не со стрельбы?
Не со стрельбы, это потом. Докладывали, что заняли позицию у дома. В три ночи. Я сам был там в двенадцать. А в три, оттуда, где располагалось подразделение, началась стрельба из пулемета, возможно, ручного пулемета «Негев», не помню, что там у них было, по стенам дома. Залпы, пять или шесть раз – тра-та-та, тра-та-та. Много стреляли, потом опять подошли к дому...
– А что стало с разыскиваемым?
Он, наконец, вышел. Не из этого дома. Убедились, что это он, и повели допрашивать. Мы его допрашивали. Сразу руки ему за спину, наручники и повязку на глаза. Я повел его в северо-восточный угол двора. Прислали за ним бронированный джип заместителя командира бригады. Командиром бригады тогда был ***, но он в этой операции не участвовал. Не знаю, кто был заместителем. Он приехал с шофером и радистом или с каким-то другим парнем. Я задержанному ничего плохого не делал, не обходился с ним ласково, конечно. Дал ему понять, что он должен подчиняться и кто главный в такой ситуации. Привел его к заместителю, и тот решил ему показать, кто здесь главный, кто еврей, а кто – араб, и что он – пленный. Я не понимаю зачем, врезал ему два, три, четыре раза локтем по ребрам, дал ему ботинком под зад. Вот такое…
– Сам заместитель командира бригады?
Да, он сам. Не просто, чтобы показать ему «кто здесь главный», хватило бы одного тумака. Он хотел на нем злость сорвать. Заместитель командира бригады сорвал злость на этом сукином сыне, который, наверно, готовил террористов-самоубийц. Я стоял в такой ситуации между этими двумя, между террористом или подозреваемом в терроре и замкомбригом, и тот не прекратил жестокое обращение с задержанным…
– А допрос?
Да, был короткий допрос под утро.
7. СВЯЗАННОГО БЬЮТ НОГАМИ В ЖИВОТ И ПО ГОЛОВЕ
Подразделение: Бронетанковый корпус
Место дислокации: Не уточняется
Год: 2000
Кажется, есть какой-то закон, запрещающий бить палестинца, когда он связан. Когда сотрудники общей службы безопасности уводят людей посреди ночи из их домов, им завязывают глаза и бьют связанных в живот. Три часа ночи, открывают двери, врываются в дом. Мать в истерике, вся семья в истерике. Отправляют подозреваемого на проверку. Не всегда это террорист. Да, их ловят, уводят, и невозможно представить, что творится у них в голове. Завязывают ему глаза, два солдата конвоируют сзади и удерживают, и другие солдаты идут с ними. Это постоянный состав, их человек пятнадцать в роте, проблемное меньшинство. И бьют связанного ногами в живот и по голове. Им это нравится.
– Об этом докладывали в штаб?
Так ведь это был штабной офицер! На большой должности! Вы не понимаете, что такое кадровая служба... Если бы ему не разрешили так себя вести, он бы так себя не вел! Так обстоит дело. Дикий Запад, и делают, что хотят.
– А большинство, они принимают это как должное?
У меня никто из них не вызывал уважение. Не было ни одного, кого бы я там уважал. Но когда начинаю думать об этом, понимаю, что я должен был что-то сделать. Должен был как-то это остановить. Это факт. Такого не должно быть. Такое дерьмо те, кто это дела... Только не знаешь, как тут поступить. Просто не к кому обратиться.
– Когда ты вернулся домой, ты рассказывал об этом отцу с матерью?
Шутишь? Такое держат в себе и загоняют внутрь.
– И твои родители ничего об этом не знают?
Да ну тебя к черту! Ты сам из них. В самом деле, что тут можно сделать? Они офицеры, а ты солдат в танковой части, они с тобой отлить рядом не станут, и что ты им? Драться полезешь? Сможешь их остановить? Класть они на тебя хотели. Ты не имеешь права нарушить сплоченность роты и взаимовыручку. Больше такого не будет. Я этого не допущу. Но теперь это мало что значит, потому что я резервист.
Из собранных свидетельств
организация «Прервать молчание» (Breaking the Silence), вошедшая в 2010 году в число номинантов Премии имени Сахарова, выпустила на иврите и на английском языке книгу свидетельств израильских солдат, которые в 2000-2010 году проходили службу на оккупированных Израилем территориях.
("Occupation of the Territories – Israeli Soldier Testimonies 2000-2010").